Основные факторы риска

Стратегические и страновые риски

Риски, связанные с развитием кризисных явлений в мировой экономике

Продолжающиеся потрясения мировой экономической системы, хронические бюджетныедисбалансы, замедление темпов экономического развития стран БРИКС (Бразилия, Россия,Индия, Китай, ЮАР) сохраняют высокую степень неопределенности относительно того, каки какими темпами будет проходить восстановление мировой экономики после периодаглубокой глобальной рецессии. Неблагоприятные экономические условия могут оказатьнегативное влияние на деятельность Группы.

Управление / влияние на уровень риска

«Газпром» проводит политику, которая обеспечивает финансовую устойчивость, улучшение финансового состояния и оптимизацию долгового портфеля, что позволит адекватно реагировать на возможное ухудшение макроэкономической ситуации.

Риски, связанные с деятельностью на европейском газовом рынке

«Газпром» является крупнейшим поставщиком природного газа в Европу. При этом в странах ЕС активно проводится политика либерализации газового рынка, стимулирующая рост конкуренции и увеличение спотовых продаж. Следствием либерализации может стать частичный отказ от системы долгосрочных контрактов.

Политика либерализации также предполагает отделение активов по производству природного газа от сетей транспортировки в пределах ЕС, что может при отсутствии освобождения в установленном законодательством порядке означать для Группы невозможность владения и осуществления контроля над транспортным бизнесом и создаст затруднения для реализации инвестиционных проектов на территории ЕС.

Также стратегия в области энергетики ЕС направлена на диверсификацию источников поставок энергоресурсов, развитие альтернативной энергетики.

Определенный риск для «Газпрома» в краткосрочной перспективе представляет диспаритет цен по долгосрочным контрактам и цен на газ на спотовых рынках.

Управление / влияние на уровень риска

«Газпром» сохраняет в качестве основы своего бизнеса систему долгосрочных контрактов, максимизируя свои доходы, а также обеспечивая надежность поставок потребителям. При этом активно ведутся переговоры с потребителями с целью принятия взаимовыгодных решений в зависимости от развития ситуации на рынках. Отказ от системы долгосрочных контрактов может нарушить баланс спроса и предложения на европейском газовом рынке и привести к непредсказуемым последствиям вплоть до угрозы энергобезопасности для стран-импортеров.

В целях увеличения поставок газа в Европу «Газпром» реализует комплекс мероприятий, направленных как на создание новой инфраструктуры, так и на стимулирование спроса на газ в Европе и укрепление позиций Компании в секторах, где возможны поставки дополнительных объемов российского газа:

  • реализация проекта строительства газопровода «Южный поток» и других инфраструктурных проектов;
  • осуществление физических поставок газа (в том числе в виде СПГ) на новые европейские рынки;
  • использование природного газа на транспорте;
  • укрепление позиций на рынках, смежных с газовым (прежде всего в электроэнергетике);
  • развитие поставок газа конечным потребителям.

С целью диверсификации деятельности «Газпром» рассматривает в качестве ключевыхновых рынков страны АТР.

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии

Ряд развитых стран, прежде всего европейских, проводит политику по стимулированию использования возобновляемых источников энергии (энергия ветра, солнечная энергия, энергия биомассы, малая гидроэнергетика, геотермальная энергия, низкопотенциальное тепло), в том числе путем государственного субсидирования развития данной отрасли.

В связи с этим в упомянутых странах можно ожидать рост объемов производства энергии из возобновляемых источников, что может привести к вытеснению газогенерации и снижению потребления газа основными европейскими странами-потребителями.

Управление / влияние на уровень риска

ПАО «Газпром» ведет активную разъяснительную кампанию относительно экономических, технологических и экологических преимуществ использования газа, в том числе для производства электроэнергии. Производство электроэнергии из возобновляемых источников для обеспечения надежности поставок должно дополняться ее производством из других видов топлива с высокими требованиями к маневренности оборудования. С этой точки зрения именно природный газ является самым эффективным видом топлива для поддержки производства электроэнергии из возобновляемых источников.

Вместе с тем «Газпром» продолжает реализовывать проекты, направленные на диверсификацию видов и направлений деятельности, в том числе проекты развития рынка газомоторного топлива в России и за рубежом.

Риски государственного регулирования газовой отрасли в Российской Федерации

Российская Федерация контролирует свыше 50% акций ПАО «Газпром». Представители государства входят в Совет директоров, к компетенции которого относится утверждение финансового плана и инвестиционной программы. Со стороны государства таким образом осуществляется контроль за движением финансовых потоков ПАО «Газпром».

Деятельность «Газпрома» по транспортировке газа по трубопроводам в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» регламентируется как деятельность естественных монополий.

Государство регулирует:

  • оптовые цены на газ, по которым «Газпром» реализует основной объем газа на внутреннем рынке;
  • тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, оказываемые независимым производителям;
  • тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;
  • плату за снабженческо-сбытовые услуги;
  • розничные цены на газ.

Одновременно государство заинтересовано в эффективном развитии «Газпрома», который является одним из крупнейших налогоплательщиков России и обеспечивает поставку до половины первичных источников энергии в стране.

Управление / влияние на уровень риска

Стратегия «Газпрома» направлена на взаимовыгодное сотрудничество с государством в целях обеспечения энергетической безопасности страны и стабильного развития Группы. Разработка и реализация стратегии ПАО «Газпром» ведется во взаимодействии с государственными органами и является частью Энергетической стратегии России.

В целях совершенствования ценовой политики государства в газовой сфере в 2010 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление № 1205 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым регулирование оптовых цен на газ для промышленных потребителей в среднесрочной перспективе осуществляется на основе формулы цены на газ, предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей соотношение цен на альтернативные виды топлива, с учетом понижающих коэффициентов, определяемых исходя из устанавливаемых Правительством Российской Федерации средних параметров ежегодного изменения оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, а также коэффициентов, определяющих дифференциацию цен на природный газ по регионам Российской Федерации. Сроки практического перехода к ценам, обеспечивающим равную доходность поставок газа на внутренний рынок и на экспорт, будут зависеть от развития ценовой конъюнктуры на внешних рынках газа и соблюдения прогнозируемой Правительством Российской Федерации динамики изменения регулируемых цен на газ, поставляемый на внутренний рынок.

ПАО «Газпром» продолжает вести активный диалог с Правительством России по вопросам совершенствования ценовой политики государства.

Риски, связанные с транзитом природного газа

Основные объемы природного газа, реализуемые в Европе, проходят транзитом по территории стран БСС, в частности Украины, Беларуси и Молдовы. Транзит газа через территорию этих стран связан с риском невыполнения ими обязательств по транзиту, что, в свою очередь, влечет за собой риски ненадлежащего выполнения ПАО «Газпром» своих обязательств по контрактам на поставку газа в страны Европы.

Управление / влияние на уровень риска

Для снижения зависимости от транзитных стран Группа:

  • постепенно осуществляет переход на общепринятые в мировом газовом бизнесе принципы и механизмы рыночного ценообразования на импортируемый странами БСС газ и на оказываемые ими услуги по его транзиту;
  • реализует газотранспортные проекты, нацеленные на диверсификацию экспортных маршрутов (введена в эксплуатацию вторая нитка газопровода «Северный поток» и продолжаются работы по проекту «Южный поток»);
  • расширяет возможности по использованию подземных хранилищ газа за рубежом;
  • развивает торговлю СПГ.

Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки

Одним из основных направлений стратегии развития Группы «Газпром» является расширение географии деятельности. Группа реализует проекты в области разведки и добычи углеводородного сырья в странах БСС, Южной Америке, Юго-Восточной Азии, Африке и на Ближнем Востоке. Рассматриваются новые возможности для развития бизнеса в Азии, Африке, Южной и Северной Америке.

Управление / влияние на уровень риска

Для получения необходимого опыта работы в новых регионах создаются дочерние компании и совместные предприятия с зарубежными партнерами. В целях повышения эффективности взаимодействия ПАО «Газпром» с органами государственной власти, предприятиями, компаниями и организациями соответствующих стран и регионов, а также ведения информационно-аналитической поддержки управления международными проектами осуществляют работу зарубежные представительства ПАО «Газпром».

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников

Повышение цен на природный газ, а также научно-технический прогресс в последние десятилетия обусловили рост интереса к разработке нетрадиционных ресурсов природного газа. Ожидается, что в странах Северной Америки доля добычи газа из нетрадиционных источников в перспективе продолжит расти. В результате американский газовый рынок будет обеспечен собственными ресурсами газа. Возможный экспорт СПГ из Северной Америки может привести к усилению конкуренции на мировых рынках.

Проекты по добыче газа из нетрадиционных источников, реализуемые в различных странах, в частности в Китае, могут привести к снижению потребности в импортном газе этих стран.

Управление / влияние на уровень риска

В целях объективной оценки уровня риска ПАО «Газпром» осуществляет регулярный мониторинг развития производства нефти и газа из нетрадиционных источников в различных регионах мира, а также анализирует возможности реализации указанных ресурсов на мировых рынках. Кроме того, для сохранения экономической конкурентоспособности производства и поставок природного газа, добытого традиционными методами, «Газпром»:

  • контролирует инвестиционные и эксплуатационные затраты на производство;
  • совершенствует и внедряет новые технологии, повышающие эффективность добычи традиционного газа.
Россия обладает крупными ресурсами газа из нетрадиционных источников, и «Газпром» развивает технологии для их разведки и разработки.

Вместе с тем перспективы добычи газа из нетрадиционных источников остаются неопределенными, так как его разработка в долгосрочной перспективе экономически оправданна при стабильно высоких ценах, требует постоянных инвестиций для поддержания продуктивности пластов, а также связана со значительными экологическими рисками.

Риски, связанные с географическими и климатическими условиями

Особенности климата и географическое положение основных регионов деятельности «Газпрома» оказывают существенное влияние на деятельность Группы. Значительная доля объема добычи газа «Газпрома» приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает себестоимость природного газа. Освоение месторождений полуострова Ямал, а также ресурсов континентального шельфа России будет осуществляться в еще более сложных природно-климатических условиях.

Определенное влияние на отбор газа и поступление выручки «Газпрома» могут оказать погодные условия кратковременного характера: так, теплые зимы могут способствовать снижению обязательств по отбору газа, суровые и затяжные — их увеличению. Однако влияние данного фактора, носящего вероятностный характер, на отбор и поступление выручки «Газпрома» за несколько лет несущественно, поскольку происходит взаимная компенсация в результате чередования холодных и теплых зим.

Управление / влияние на уровень риска

Группа «Газпром» успешно разрабатывает и внедряет эффективные технологические процессы для суровых климатических условий. Также Группой разрабатываются и реализуются программы повышения эффективности работы системы добычи, транспортировки и эксплуатации газотранспортной сети.

Группа также активно участвует в разработке и осуществлении государственных программ по повышению эффективности использования энергоресурсов в России.

Риски таможенного, валютного и налогового регулирования

Риски изменения режима валютного регулирования и налогового законодательства в Российской Федерации

«Газпром» является участником внешнеэкономических отношений, имеет часть своих активов и обязательств в иностранной валюте, а также счета в иностранных банках. На фоне продолжающейся либерализации валютного законодательства Российской Федерации Правительством и Центральным банком России осуществляются мероприятия по усилению контроля за проведением валютных операций. ПАО «Газпром» является одним из крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации, осуществляющим уплату федеральных, региональных и местных налогов, в частности НДС, налога на прибыль организаций, НДПИ, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога.

Российское законодательство о налогах и сборах подвергается частым изменениям, дополнениям и уточнениям, касающимся как общих вопросов налогообложения, так и порядка исчисления и уплаты отдельных налогов. Законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части изменения порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, принимаются ежегодно, что затрудняет составление средне- и долгосрочных прогнозов деятельности налогоплательщиков.

Значимые для ПАО «Газпром» изменения законодательства о налогах и сборах, вступающие в силу в 2014 г.:

  • Установление формулы для расчета налоговых ставок НДПИ на газ горючий природный и газовый конденсат, в соответствии с которой ставка НДПИ рассчитывается с учетом степени сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, а также цен на газ и нефть.
  • Освобождение по налогу на имущество организаций в отношении имущества, расположенного на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и (или) территориальном море Российской Федерации и используемого в деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.
  • Исключение из числа объектов налогообложения транспортным налогом морских стационарных и плавучих платформ, морских передвижных буровых установок и буровых судов.
  • Введение нового порядка и особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
  • Введение обязательного досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, введение новых оснований для истребования у налогоплательщика пояснений, первичных и некоторых других документов при проведении камеральной проверки.

Несмотря на то, что ПАО «Газпром» выполняет требования налогового законодательства, осуществляет постоянный мониторинг изменений и дополнений, вносимых в законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, оценивает и прогнозирует степень возможного влияния таких изменений на деятельность, нельзя исключать рисков предъявления Компании налоговых претензий.

Определенные риски возникают и по причине несовершенства судебной системы в Российской Федерации и отсутствия единой позиции у различных судебных органов по одним и тем же спорным вопросам налогообложения.

Управление / влияние на уровень риска

Деятельность ПАО «Газпром» построена на принципах добросовестности и открытости для налоговых органов. Компания отслеживает изменения валютного и налогового законодательства и стремится четко выполнять его требования, руководствуясь лучшей практикой его применения, ориентирована на взаимовыгодное сотрудничество с российским государством в целях обеспечения энергетической безопасности страны и стабильного развития Группы. В случае необходимости ПАО «Газпром» прибегает к защите своих позиций в судах.

Построение эффективной системы управления налоговыми рисками в масштабах Группы «Газпром» является одной из ключевых задач на среднесрочную перспективу. Создание централизованной базы данных и постоянный мониторинг критических рисков в организациях Группы позволит своевременно выявлять их на ранней стадии и минимизировать их негативное влияние заблаговременно.

Риски, связанные с изменениями правил таможенного контроля и уплаты пошлин в Российской Федерации

Деятельность Группы по экспорту углеводородов подпадает под правила таможенного регулирования. Ряд ключевых вопросов осуществления экспортных поставок природного газа являлся предметом разногласий Группы с таможенными органами, в частности в подходе к порядку уплаты вывозной таможенной пошлины и ее возврата, включая возврат в связи с корректировкой таможенной стоимости в случае изменения в ретроактивном порядке ценовых параметров поставленного контрагентам природного газа. Отдельные разногласия ПАО «Газпром» / ООО «Газпром экспорт» обжаловали в судебном порядке. Действия таможенных органов признаны незаконными.

Сложившаяся практика корректировки таможенной стоимости в связи с ретроактивным пересмотром цены реализованного природного газа, подтвержденная рядом положительных для ПАО «Газпром» судебных решений, практически сняла вопрос возврата излишне уплаченной вывозной таможенной пошлины, размер которой покрывает третью часть сумм потерь от осуществленных перерасчетов. В то же время таможенные органы, представляя данное обстоятельство как негативное для федерального бюджета, в очередной раз предлагают изменить для природного газа адвалорную ставку вывозной таможенной пошлины на специфическую. Для таких изменений, по мнению ПАО «Газпром», нет достаточных объективных оснований.

В целом действующая процедура уплаты вывозной таможенной пошлины за экспортируемый природный газ до начала перемещения, исходя из ориентировочных данных о параметрах поставки, сохраняет в себе риски непредсказуемости размера причитающейся к уплате вывозной таможенной пошлины, рассчитанной по факту поставки. Кроме того, ведение учета денежных средств по двум декларациям — временной и полной — сопряжено с риском отчуждения образующихся излишне уплаченных либо неизрасходованных авансовых денежных средств в федеральный бюджет по прошествии трех лет с даты их уплаты. Соответствующие положения таможенного законодательства требуют дополнительной правовой оценки применительно к лицам, осуществляющим таможенное декларирование регулярных поставок.

Управление / влияние на уровень риска

Группа стремится строго соблюдать требования таможенного законодательства, отслеживать уже на начальных этапах подготовки изменения в нормативно-правовые акты и вносить свои предложения с учетом интересов газовой отрасли, осуществляя при этом взаимодействие с регулирующими органами и заинтересованными общественными организациями.

Между тем сохраняются определенные сложности в вопросах уплаты таможенной пошлины, вытекающие из необходимости ее уплаты до начала поставок, исходя из ориентировочных ценовых параметров и предполагаемых объемов, а также учета и расходования таможенных платежей. В этой связи необходимо продолжить совместную с федеральными органами государственной власти работу над поправками в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для совершенствования механизма уплаты таможенной пошлины.

Финансовые риски

Риски изменения валютных курсов, процентных ставок и темпов инфляции

Значительная часть выручки «Газпрома» номинирована в долларах или евро, тогда как большая часть затрат номинирована в рублях.

Часть долгового портфеля ПАО «Газпром» составляют синдицированные кредиты западных банков. Процентная ставка по обслуживанию многих из этих кредитов базируется на основе ставок по межбанковским кредитам LIBOR / EURIBOR.

В связи с этим существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности оказывает изменение темпов инфляции и обменных курсов.

Управление / влияние на уровень риска

«Газпром» осуществляет формирование методологической и договорной базы использования инструментов финансового хеджирования с учетом требований российского законодательства. Начиная с 2011 г. в ежегодно утверждаемое Положение об учетной политике для целей налогообложения ОАО «Газпром» на 2011 г. включаются вопросы налогового учета операций с финансовыми инструментами срочных сделок, в том числе с целью хеджирования валютных и иных рисков. Естественное хеджирование рисков рыночных изменений валютных курсов и процентных выплат происходит за счет:

  • расчета чистой валютной позиции Группы «Газпром» и балансировки денежных потоков ПАО «Газпром» с точки зрения валют, объемов и сроков поступления/оплаты;
  • поддержания соотношения валют в долговом портфеле ПАО «Газпром», близкого к соотношению валют в выручке.

Кредитные риски и риски обеспечения ликвидности

Неблагоприятное воздействие на деятельность «Газпрома» может оказывать несвоевременное либо неполное выполнение отдельными контрагентами обязательств в соответствии с условиями договора (контракта). В частности, увеличение цены на газ в странах БСС в условиях достаточно низкой платежеспособности конечных потребителей в регионе ведет к риску неполной и/или несвоевременной оплаты по контрактам за поставляемый газ.

При этом неисполнение зарубежными контрагентами своих обязательств по оплате поставленного природного газа может повлечь за собой риск привлечения ПАО «Газпром» органами валютного контроля России к административной ответственности за нарушение требований валютного законодательства.

Управление / влияние на уровень риска

Группа проводит прозрачную политику, требуя выполнения контрактных обязательств в отношении оплаты поставок и неплательщиков. Всем контрагентам по поставкам газа в дальнее зарубежье присваивается внутренний кредитный рейтинг (в соответствии с утвержденной Методикой оценки кредитных рисков). На основе оценки кредитоспособности контрагентов и моделирования методом Монте-Карло производится количественная оценка кредитных рисков методом CreditVaR.

Основными инструментами управления кредитными рисками по поставкам газа в дальнее зарубежье являются определение Списка разрешенных контрагентов, с которыми сделки могут быть заключены, а также требования предоставления гарантий контрагентами, оценка кредитоспособности которых является неудовлетворительной. На постоянной основе ведется мониторинг изменений внутреннего кредитного рейтинга этих контрагентов, а в случае существенного его ухудшения в соответствующие контракты могут быть внесены изменения для снижения рисков неплатежей.

Взаимодействие Группы «Газпром» с кредитными организациями осуществляется в рамках лимитов кредитного риска, устанавливаемых на регулярной основе.

Рыночные риски

Экспортные продажи газа формируют основную часть выручки Группы «Газпром». Поставки осуществляются преимущественно в рамках долгосрочных контрактов по ценам, привязанным к мировым ценам на основные базисные продукты (нефтепродукты, уголь, газ). Таким образом, возникают риски неполучения запланированного уровня выручки (экспортной стоимости товара) или негативного изменения стоимости портфеля, обусловленные воздействием рыночных факторов. Основными факторами рыночного риска являются риски цены, связанные с колебаниями цен на нефтепродукты и на газовые индексы, на основе которых определяются цены по экспортным контрактам, и риски объема, связанные с тем, что покупатели имеют определенную гибкость по отбору газа.

Возможное снижение цен на нефть, в том числе вследствие возможного снижения объемов импорта нефти со стороны США в связи с развитием собственной нетрадиционной добычи углеводородов, также может привести к сокращению доходов ПАО «Газпром».

При этом снижение цен на нефть и нефтепродукты приведет к росту конкурентоспособности российского газа, продаваемого на экспорт по контрактам с нефтепродуктовой привязкой, что может увеличить спрос на него в перспективе.

В связи с наличием в портфеле контрактов с различными валютами платежа (в основном доллары США и евро) на размер выручки также влияют валютные риски негативного изменения обменных курсов.

Управление / влияние на уровень риска

В качестве основного метода количественной оценки рыночных рисков продажи газа в дальнее зарубежье применяется оценка потенциального максимального снижения экспортной стоимости с определенной вероятностью — Earnings at Risk (EaR), позволяющая рассчитать возможное отклонение выручки на определенном горизонте планирования. Для этого моделируются возможные будущие состояния портфеля с учетом текущих контрактных условий, а также истории изменения ценовых, объемных и валютных факторов риска.

С целью учета новых факторов рыночного риска, а также изменений в поведении существующих факторов проводятся мероприятия по усовершенствованию методологий оценки рисков.

Работа по снижению влияния ценового риска и риска объема ведется по ряду направлений:

  • по мере совершенствования ценовой политики российского государства, направленной на переход от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа, доля в выручке от поставок «Газпрома» на внутренний рынок будет возрастать, снижая влияние рисков экспортных продаж;
  • «Газпром» выходит на новые рынки, такие как рынки стран АТР, мировой рынок СПГ, что также позволит снизить объемный риск и частично ценовой;
  • основными инструментами внутренней оптимизации являются изменение контрактных условий или заключение новых контрактов, определение разрешенных для использования типов сделок и финансовых инструментов и соответственно контрагентов, с которыми такие сделки могут быть заключены. В настоящее время большинство долгосрочных контрактов содержат условие «бери или плати», в соответствии с которым в случае малых отборов газа покупатель обязан компенсировать часть стоимости недопоставленного газа в счет поставок будущих периодов.

Кроме того, преимущественно разнонаправленное движение цен на нефть, нефтепродукты и курса рубля частично обеспечивает естественное хеджирование валютной выручки «Газпрома», номинированной в рублях.

Риски, связанные с деятельностью Компании

Риски отсутствия возможности продления лицензий на использование природных ресурсов

Группа осуществляет разведку и добычу углеводородов в соответствии с лицензиями на право пользования недрами. В большинстве лицензий предусматривается возможность их приостановления, изменения или отзыва, если не выполняются требования лицензионных соглашений.

Лицензии на добычу на основных месторождениях Группы покрывают период до 2028 г. Российское законодательство предусматривает возможность продления срока действия лицензии, но не предоставляет недропользователю безусловного права продления.

Управление / влияние на уровень риска

«Газпром» соблюдает требования лицензий, предпринимает необходимые действия для минимизации вероятности их отзыва, приостановки или изменения.

Риски роста затрат 

Затраты в капитальном строительстве в нефтегазовой отрасли в предкризисные годы росли темпами, превышающими темпы инфляции, в связи с увеличением цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, ГПА, а также затрат на бурение скважин и т. д.

В кризис затраты по отдельным статьям стабилизировались или даже снизились, но по-прежнему существует вероятность опережающего роста затрат в перспективе.

Управление / влияние на уровень риска

«Газпром» использует процедуры конкурентных закупок для выбора поставщиков, осуществляет прямую работу с ними.

Риски, связанные с эксплуатацией производственных объектов

Основные виды производственной деятельности Группы «Газпром» по добыче, транспортировке, переработке и хранению углеводородов сопряжены с широким спектром рисков технологического, технического и природно-климатического характера, а также рисками негативных действий персонала и третьих лиц, в том числе рисками ошибок персонала, хищений, террористических актов, диверсий.

Реализация указанных рисков может причинить значительный вред имущественным интересам Группы «Газпром» и повлечь за собой снижение производственных и экономических показателей деятельности «Газпрома».

При этом ликвидация последствий природных и техногенных аварий и других неблагоприятных событий требует значительных финансовых затрат.

При реализации инвестиционных программ «Газпрома» первоочередной задачей является обеспечение гарантий завершения строительства (реконструкции) объектов инвестиций, которое сопряжено, помимо прочего, со строительно-монтажными рисками, характеризующимися высоким уровнем ущерба.

Управление / влияние на уровень риска

ЕСГ обеспечивает системную надежность поставок газа, предполагающую, что при аварии на каком-либо из ее участков при помощи технологических и межсистемных перемычек поставки газа могут быть осуществлены по другим маршрутам.

Стабильность функционирования системы обеспечивается благодаря внедрению прогрессивных методов диагностики, проведению реконструкции и модернизации.

ПАО «Газпром» разработана, утверждена и реализуется «Политика в области охраны труда и промышленной безопасности», направленная на создание безопасных условий труда и сохранение жизни и здоровья работников ПАО «Газпром» и дочерних обществ, а также на обеспечение надежности работы опасных производственных объектов.

В целях обеспечения устойчивого функционирования ПАО «Газпром» и дочерних обществ и минимизации объемов финансовых ресурсов, направляемых на ликвидацию последствий природных и техногенных аварий, а также прочих неблагоприятных событий (в том числе террористических актов и диверсий), организуется комплексная страховая защита имущественных интересов дочерних обществ ПАО «Газпром», включающая в себя страхование имущества (в том числе морских объектов), страхование от перерывов в производственной деятельности на ГПЗ и страхование ответственности при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных объектов. Страхование имущества осуществляется на базисе «от всех рисков», что обеспечивает наиболее полную страховую защиту на случай гибели, утраты, повреждения имущества по любой причине (кроме стандартных исключений).

Риски оценки запасов углеводородов

Планы развития Группы базируются на величине и месторасположении запасов углеводородов, оценка которых проводится по научно обоснованным и общепринятым стандартам.

Точность оценки запасов зависит от качества доступной информации, а также от технологической и геологической интерпретации.

В то же время регионы, где находится значительная часть запасов Группы, хорошо исследованы, что снижает данные риски.

Управление / влияние на уровень риска

Результаты оценки запасов Группы «Газпром» в соответствии с российской классификацией запасов ставятся на баланс только после ежегодного рассмотрения и утверждения Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых.

В ПАО «Газпром» разработаны и реализуются процедуры оценки запасов в соответствии с международными стандартами PRMS с привлечением независимого оценщика.

Точность оценки запасов основывается на уникальном опыте, который был накоплен в «Газпроме» за долгие годы работы в данном направлении.

Риски, связанные с вертикальной интеграцией и диверсификацией деятельности

За последние годы «Газпром» значительно расширил нефтяной бизнес за счет приобретения ОАО «Газпром нефть», вошел в бизнес по производству и реализации электроэнергии. Группа также расширяет деятельность на зарубежных рынках природного газа с использованием новых форм торговли, развивает бизнес, связанный с производством и реализацией СПГ.

Любая неудача в интеграции прошлых или будущих приобретений может оказать негативное влияние на бизнес Группы, финансовое состояние и результаты деятельности.

Управление / влияние на уровень риска

Группа осуществляет совершенствование внутрикорпоративной структуры управления с целью разделения финансовых потоков по видам деятельности и повышения эффективности работы ПАО «Газпром» как вертикально интегрированной компании.

Проводится работа по приведению организационных структур дочерних обществ по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа в соответствие с корпоративными требованиями ПАО «Газпром», в том числе с утвержденными нормативами численности работников и корпоративными нормами управляемости.

Действующие управленческие процедуры и реализуемые проекты повышения эффективности управления деятельности ПАО «Газпром» и основных дочерних обществ планируется распространять и на входящие в Группу общества, оказывающие существенное влияние на результаты деятельности «Газпрома».

В «Газпроме» успешно разработаны, утверждены и реализуются Стратегии в области электроэнергетики и нефтяного бизнеса, направленные на рост рыночной стоимости «Газпрома» и выход на лидирующие позиции в электроэнергетическом и нефтяном видах бизнеса.

В соответствии со Стратегией информатизации ОАО «Газпром» создается единое информационное пространство. Проводимая работа позволит повысить прозрачность формирования корпоративной отчетности от первичных источников данных до ключевых показателей эффективности и рисков.

Риски, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество и земельные участки ПАО «Газпром»

В условиях постоянного увеличения имущественного и земельного ресурса ПАО «Газпром» в случае несвоевременной или некорректной регистрации прав на объекты недвижимости и земельные участки Компания может столкнуться с притязаниями третьих лиц.

Отсутствие оформленных прав на объекты недвижимости и земельные участки может негативно отразиться на привлечении инвестиций в нефтегазовую отрасль.

Интенсивное развитие градостроительной деятельности в регионах Российской Федерации выявило необходимость минимизации риска нарушения охранных зон объектов ЕСГ и электросетевого хозяйства.

Управление / влияние на уровень риска

ПАО «Газпром» проводит интенсивную и своевременную работу по оформлению прав как на используемые для размещения производственных мощностей земельные участки, так и на объекты недвижимого имущества.

Активно применяются правовые способы защиты интересов ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, в том числе обращения в суды, в части подтверждения и последующей регистрации прав на объекты недвижимого имущества и земельные участки.

Проводится масштабная работа по предотвращению и устранению нарушений охранных зон посредством формирования карт (планов) охранных зон и внесения соответствующих сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Также ПАО «Газпром» принимает участие в проработке изменений гражданского законодательства и законопроектов, регулирующих земельные отношения. Для этих целей Компанией на регулярной основе проводится международная конференция «Управление недвижимостью корпораций». По итогам первой конференции была утверждена резолюция, инициирующая создание Клуба Корпоративных Собственников — объединения, направленного на формулирование, структурирование и продвижение интересов корпоративных собственников в сфере управления недвижимостью. В октябре 2013 г. ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года — ПАО «Газпром») была обеспечена регистрация Некоммерческого партнерства по эффективному управлению имуществом корпораций «Клуб Корпоративных Собственников».

Риски, связанные с загрязнением окружающей среды

Деятельность Группы «Газпром» по своему характеру сопряжена с природопользованием и, следовательно, с риском нанесения вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Вследствие причинения вреда окружающей среде возможны

  • правовые последствия, в том числе приостановление деятельности;
  • финансовые затраты, связанные с выплатой штрафов и компенсаций за причиненный вред;
  • ущерб деловой репутации.

Управление / влияние на уровень риска

Группа «Газпром» проводит последовательную экологическую политику, реализует программы и мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду, осуществляет финансирование природоохранной деятельности, внедряет прогрессивные ресурсоэнергосберегающие и иные природоохранные технологии.

ПАО «Газпром» и большинство компаний Группы имеют и постоянно совершенствуют системы экологического менеджмента, сертифицированные на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004.

Учет и оценка экологических аспектов выполняются на всех этапах жизненного цикла объектов компаний Группы «Газпром». Проводятся предпроектные экологические изыскания, оценка воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, экологическая экспертиза проектов. При строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов осуществляется контроль выполнения требований природоохранного законодательства и корпоративных экологических стандартов, организуется экологический мониторинг. Важным элементом управления экологическими рисками является использование наилучших доступных технологий при проектировании, техническом перевооружении и модернизации производств. ПАО «Газпром» формирует реестр наилучших доступных технологий для газовой отрасли.

В 2013 г. ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года ПАО «Газпром») заключен комплексный договор страхования, которым предусматривается покрытие рисков причинения вреда окружающей природной среде, жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в процессе наземных и морских разведочных и буровых работ, добычи, транспортировки, переработки, хранения углеводородов, эксплуатации источников повышенной опасности, строительства и других сопутствующих операций. Таким образом, застрахована вся деятельность, сопряженная с экологическими рисками. Страховое покрытие распространяется на ПАО «Газпром» и его 30 дочерних обществ, в том числе ООО «Газпром флот», ООО «Газпром геологоразведка», ООО «Газпром добыча шельф», ООО «Газпром нефть шельф». Договор страхования является добровольным и служит дополнением к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта (согласно Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»). Договор страхования заменил собойзаключаемые ранее каждым из дочерних обществ договоры добровольного страхования гражданской ответственности эксплуатантов источников повышенной опасности.

Экологическая информация Группы «Газпром» является открытой.