Россия

Основной задачей маркетинговой стратегии «Газпрома» на внутреннем рынке является обеспечение бесперебойного газоснабжения страны при увеличении рентабельности продаж.

Российский рынок газа

Российский рынок является самым большим и потенциально самым привлекательным рынком газа для «Газпрома». На внутреннем рынке Группа «Газпром» реализует более половины продаваемого газа— в 2016 году объемы продаж составили 214,9 млрд куб. м газа. Чистая выручка от реализации газа Группы (за вычетом НДС) на внутреннем рынке достигла 819,9 млрд руб. 

Российский рынок природного газа в 2016 году

Российский рынок природного газа в 2016 году

Средняя цена реализации газа в России (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин)
 

За год, закончившийся 31 декабря

 

2012

2013

 2014 2015

2016

руб./1000 куб. м

2 867,9

3 264,6

3 506,5 3 641,3

3815,5

долл.*/1000 куб. м

92,3

102,3

90,8 59,4

57,1

евро*/1000 куб. м

71,8

77,0

68,8 53,6

51,6

* Данные не являются частью финансовой отчетности и рассчитаны по обменному курсу на конец соответствующего периода.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, цены на газ для конечных потребителей подлежат государственному регулированию и дифференцируются как по категориям потребителей (для населения и промышленности), так и по ценовым поясам с учетом дальности транспортировки газа от региона добычи до потребителя. 

Структура потребления природного газа в России

Структура потребления природного газа в России

Нормативно-правовая база, регулирующая газовый рынок России

  • Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ;
  • Федеральный закон РФ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ (с изменениями и дополнениями) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 года № 239;
  • Постановление Правительства РФ «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» от 29 декабря 2000 года № 1021;
  • Постановление Правительства РФ «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» от 3 мая 2001 года № 335;
  • Постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке» от 2 сентября 2006 года № 534;
  • Постановление Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» от 28 мая 2007 года № 333;
  • Постановление Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» от 31 декабря 2010 года № 1205.

Оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению, утвержденные ФСТ России

Оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения)

Развитие биржевой торговли газом

В целях развития российского рынка газа ПАО «Газпром» наращивает реализацию добытого газа на АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (СПбМТСБ). В 2016 году в ходе торгов природным газом на АО «СПбМТСБ» было реализовано 16,7 млрд куб. м газа, в том числе 10,7 млрд куб. м газа ПАО «Газпром».

Газораспределение

В сфере распределения газа «Газпром» в Российской Федерации занимает лидирующее место.

В собственности и обслуживании дочерних газораспределительных организаций (ГРО) Группы «Газпром» на конец 2016 года находилось 760,1 тыс. км распределительных газопроводов.