Россия

Основной задачей маркетинговой стратегии «Газпрома» на внутреннем рынке является обеспечение бесперебойного газоснабжения страны при увеличении рентабельности продаж.

Российский рынок газа

Российский рынок является самым большим и потенциально самым привлекательным рынком газа для «Газпрома». На внутреннем рынке Группа «Газпром» реализует более половины продаваемого газа. В 2013 году выручка от реализации газа Группы (за вычетом НДС и акциза) на внутреннем рынке достигла 774,0 млрд руб. Объемы продаж составили 228,1 млрд куб м газа.

Реализация газа Группой «Газпром» в России

Реализация газа Группой «Газпром» в России

В настоящее время в России функционирует модель рынка газа, включающая регулируемый и нерегулируемый секторы. Доминирующее положение занимает регулируемый сегмент рынка. В этом сегменте основным поставщиком является «Газпром».

Регулируемый сектор российского рынка газа

Газ, добываемый «Газпромом», в соответствии с Законами РФ и Постановлениями Правительства РФ реализуется российским потребителям по регулируемым государством ценам.

Структура продаж газа по группам потребителей в 2013 году

Структура продаж газа по группам потребителей в 2013 году

Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные регулируемые оптовые цены на газ, дифференцированные по ценовым поясам с учетом удаленности потребителей от регионов добычи газа и категорий потребителей, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации.

Нормативно-правовая база, регулирующая газовый рынок России

  • Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ;
  • Федеральный закон РФ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ (с изменениями и дополнениями) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 года № 239;
  • Постановление Правительства РФ «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» от 29 декабря 2000 года № 1021;
  • Постановление Правительства РФ «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» от 3 мая 2001 года № 335;
  • Постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке» от 2 сентября 2006 года № 534;
  • Постановление Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» от 28 мая 2007 года № 333;
  • Постановление Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» от 31 декабря 2010 года № 1205.

Оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению, утвержденные ФСТ России (вводятся в действие с 1 июля 2014 года)

Оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (вводятся в действие с 1 января 2014 года)

Развитие российского рынка газа в соответствии с рыночными принципами

Начиная с 2006 г., Правительством Российской Федерации предпринимаются меры по развитию российского рынка газа в соответствии с рыночными принципами.

В мае 2007 года Правительством РФ было принято постановление № 333, которым предусматривался ряд шагов, направленных на либерализацию ценообразования в газовой отрасли. В частности, «Газпром» получил право отпускать газ определенной категории потребителей по договорным ценам, при этом ФСТ регулирует верхний предел цен. В 2011 году этот предел составляет 10% от уровня регулируемой цены.

31 декабря 2010 г. Правительством РФ было принято постановление № 1205. Документ устанавливает переходный период (2011–2014 годы), в течение которого регулирование оптовых цен на газ для всех потребителей (кроме населения) будет осуществляться на основе формулы цены, предусматривающей поэтапное достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива.

Поэтапное достижение равной доходности в период 2011–2014 годов обеспечивается за счет установления Федеральной службой по тарифам специальных понижающих коэффициентов, которые являются составной частью формулы и будут приводить уровень цены в соответствие с устанавливаемыми Правительством РФ средними параметрами ежегодного изменения оптовых цен на газ для всех потребителей, кроме населения.

Также ФСТ России будут устанавливаться коэффициенты, определяющие дифференциацию цен на природный газ по регионам Российской Федерации.

При этом в 2013–2014 годах цена газа при продаже различным потребителям может варьироваться в диапазоне от −3 до +3 процентных пунктов от ее среднего значения в каждом конкретном регионе.

Согласно постановлению № 1205, профильные ведомства должны обобщить практику установления и применения оптовых цен на газ в переходный период и представить в Правительство РФ предложения о переходе начиная с 2015 года от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам на территории РФ.

Переход к формированию внутренних цен на газ на основе рыночных принципов будет способствовать созданию условий, при которых внутренний рынок газа станет реальным источником для устойчивого развития газовой отрасли, смежных отраслей, повышения энергетической эффективности национальной экономики в целом.

Развитие биржевой торговли газом

Одной из основных характеристик цивилизованного рынка газа является применение биржевых котировок в качестве рыночных индикаторов цены.

В 2006–2008 гг. в целях отработки использования современных биржевых технологий на основании решений Правительства РФ был проведен эксперимент по реализации газа по свободным рыночным ценам на электронной торговой площадке (ЭТП) сбытового подразделения «Газпрома» — ООО «Газпром межрегионгаз».

В рамках эксперимента в 2007 году ОАО «Газпром» получило возможность продать до 5 млрд куб. м газа по свободным ценам. Аналогичный объем газа по свободным ценам могли продать независимые производители газа.

В 2008 году объем газа, разрешенный для торговли на ЭТП, был увеличен до 7,5 млрд куб. м для каждой из сторон.

По итогам 2008 г. через ЭТП ООО «Газпром межрегионгаз» было реализовано 6,1 млрд куб. м газа, 3,1 млрд куб. м из которых составляет газ ОАО «Газпром» и 3 млрд куб. м — газ независимых производителей. Основной объем газа (86%) был приобретен организациями электроэнергетики.

Практика осуществления эксперимента показала его позитивную роль в отработке системы взаимодействия субъектов рынка между собой, в т. ч. процедуры оперативного доступа организаций, участвующих в торгах, к ГТС ОАО «Газпром», а также продемонстрировала прозрачность формирования ценового сигнала. Она позволила добиться существенного прогресса в интеграции технологии электронной торговли с системой управления газоснабжением, отладить механизмы участия независимых производителей в торгах на ЭТП.

В связи с окончанием срока проведения эксперимента с 1 января 2009 г. торги газом на ЭТП были прекращены.

Биржа газа

В настоящее время ОАО «Газпром» проводит работу по организации биржевой торговли газом на внутреннем рынке и совершенствованию торговли газом на ЭТП ООО «Газпром межрегионгаз».

В Правительство Российской Федерации внесен проект постановления «О реализации газа с использованием биржевых технологий». Он разработан для обеспечения перехода от эксперимента по продаже «Газпромом» газа по нерегулируемым государством ценам и с использованием биржевых технологий к продажам на постоянной основе.

ОАО «Газпром» и другие участники рынка газа рассматривают реализацию газа с использованием биржевых технологий как рыночный механизм, обеспечивающий оптимизацию продажи газа для более полного удовлетворения спроса потребителей в различных режимах его поставки и формирующий объективную и прозрачную систему индикации на газ.

Биржа является более сложной структурой, чем ЭТП, и призвана осуществлять, в основном, торговлю производными финансовыми инструментами, прежде всего фьючерсными контрактами, с поставками физических объемов газа по желанию участников при наступлении срока действия контракта.

Важнейшим элементом биржевой инфраструктуры является организация, осуществляющая клиринговое и расчетное обслуживание участников биржевой торговли. Обеспечить расчеты по совершаемым сделкам с природным газом в российских рублях и в российской юрисдикции призвана дочерняя компания «Газпромбанка» — специализированная клиринговая организация товарного рынка ЗАО «Расчетно-депозитарная компания» при участии пула уполномоченных банков из числа крупнейших российских финансовых институтов.

Принципиальное значение имеет то, что две структуры (ЭТП и биржа) могут эффективно функционировать, дополняя друг друга.

Одним из важнейших этапов организации биржевой торговли газом является предоставление Правительством РФ права ОАО «Газпром» и его аффилированным лицам, как основным производителям и поставщикам газа, реализовывать на ЭТП и бирже газ по рыночным ценам.

Кроме того, для создания в России системы биржевой торговли, соответствующей практике ведущих мировых товарных бирж, необходимо совершенствование налогового законодательства в части уточнения механизма определения размера и порядка уплаты налогов на добавленную стоимость и прибыль при торговле товарными фьючерсами.

Предусматривается, что на начальном этапе биржа газа будет обслуживать внутренний рынок России, в последующем, по мере наращивания экспортных газотранспортных мощностей и либерализации рынков газа в странах СНГ и ЕЭС, ее деятельность будет распространяться на внешние рынки.

Газораспределение

В сфере распределения газа «Газпром» в Российской Федерации занимает лидирующее место.

В собственности и обслуживании дочерних газораспределительных организаций (ГРО) Группы «Газпром» на конец 2013 года находилось 716,1 тыс. км распределительных газопроводов, обеспечивающих транспортировку потребителям 248,7 млрд куб. м природного газа в год.

Протяженность распределительных газопроводов Группы «Газпром», тыс. км

Протяженность распределительных газопроводов Группы «Газпром», тыс. км