Интервью Алексея Миллера телеканалу «Россия 24»

7 декабря 2012

Установите Adobe Flash Player

 

Стенограмма интервью:

Ведущая: Ну и с последними, деловыми новостями Мария Бондарева. Здравствуйте! Итак, проект «Южный поток» начинает воплощаться в жизнь. В ближайшие минуты вблизи Анапы на компрессорной станции «Русская» будет произведена сварка первого стыка газопровода. Проект этот, как и сама ветка, трансевропейский. «Южный поток» соединит российские газовые месторождения и европейских потребителей через Черное море, минуя Украину. От Анапы через воды Турции, в Болгарию, и далее через Сербию, Венгрию и Словению к итальянскому городу Тарвизио. Ну, основные акционеры South Stream Transport AG, оператора морского участка «Южного потока», российский «Газпром». Ему принадлежит доля в 50%. Итальянская Eni контролирует 20%, немецкая Wintershall и французская EdF — по 15%. Что ж, вокруг проектов было очень много споров, критики, спекуляций. Но, тем не менее, документы подписаны. Последние из них — меньше месяца назад. «Газпрому» удалось договориться с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией. Эти страны будут участвовать в сухопутной части проекта. Через их территории пройдет газопровод от Анапы через воды Турции в Болгарию, и далее через Сербию, Венгрию и Словению к итальянскому городу Тарвизио. Первой согласилась Турция в рамках поставок газа газопроводу Blue Stream. С остальными российский газовый холдинг вел переговоры целый год. Последней сдалась Болгария. Страна пыталась, пользуясь своим выгодным положением, получить скидку на «голубое топливо» уже на следующий год. В результате, Софии удалось добиться своего. Согласно окончательному инвестиционному соглашению по болгарскому участку, «Газпром» скинет 20%, и даст возможность закупать газ напрямую. И непосредственно с места событий из Анапы с последними новостями мой коллега Дмитрий Щугарев. Дмитрий, я знаю, что вы сегодня напрямую общаетесь с ключевыми участниками этого торжественного события. Я вам передаю слово!

 

Корреспондент: Здравствуйте, Мария! Действительно, сегодня здесь очень много гостей, очень много высокопоставленных гостей из тех стран, которые, как раз, участвуют в этом проекте, из стран-партнеров. Мы сейчас непосредственно стоим с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, который согласился ответить на наши вопросы. Алексей Борисович, мы, на самом деле, вот если говорить об экологическом аспекте, находимся очень в таком экологичном месте. Вот если посмотреть в ту сторону, там очень много виноградников. Вот с той стороны уже непосредственно море открывается нам. Но сегодня не об этом, естественно, разговор. Сегодня разговор именно и о деньгах, именно о той прибыли, которую Россия может получить не только со стороны европейских партнеров, но и со стороны тех проектов в плане «Южного коридора», который будет реализовываться на стороне России. Сегодня вот эта труба. Сегодня будет очень символично здесь все. Понятно, что работа была проделана титаническая. Работа была проделана очень большая в том плане, что много контрактов, много соглашений было заключено. С чем выходите вы сейчас вот к этой минуте?

Алексей Миллер: К этой минуте я могу сказать, что сегодня у нас действительно историческое событие — начало строительства газопровода «Южный поток». И это наша общая победа вместе с нашими партнерами. В очень короткие сроки мы завершили предпроектную, прединвестиционную стадию. И строго по графику начинаем строительство газопровода. У «Газпрома» уже большой опыт строительства такого рода объектов. Это и «Северный поток» — две нитки, это и «Голубой поток» — две нитки, морской газопровод, который в настоящее время лежит на дне Черного моря и доставляет газ в Турцию. То, что касается экологических аспектов, надо отметить то, что мы эти проекты реализуем по самым высоким международным экологическим стандартам. И могу сказать, что если мы упомянули проект «Северный поток», то по «Северному потоку» сегодня воздействие на окружающую среду в Балтике значительно ниже того уровня, который был согласован при получении всех экологических разрешений. То, что касается «Южного потока», без сомнения, главный наш выигрыш это то, что по этому проекту пойдут дополнительные новые объемы поставок российского газа на экспорт. Но, также, конечно же, решается и проблема транзитных рисков. Практически мы говорим о том, что с вводом четырех ниток «Южного потока» будут полностью ликвидированы транзитные риски в «Южном коридоре». И проект «Южный поток», он полностью соответствует стратегии и Европейского Союза, и России на создание новых газотранспортных маршрутов. Я хотел бы также отметить то, что проект абсолютно востребован рынком. И все объемы, которые будут поставляться по этому проекту — а это 63 миллиарда кубических метров газа — они уже распределены.

Корреспондент: Когда в прессе появляется название «Южный поток», сразу, естественно, вспоминается и всплывает очень много подробностей, как шли переговоры, и какая конкуренция на этом рынке. Вот все знают про проект «Набукко». Все знают про тот проект, который был инициирован Украиной «Белый поток». Но мы сейчас, действительно, будем свидетелями того начала строительства именно «Южного потока». Это действительно такая победа в конкурентной борьбе?

Алексей Миллер: Вы знаете, если говорить о сроках, то, действительно, «Южный поток» — это единственный проект, который стартует. Который мы начинаем строить, и который мы начинаем строить строго по графику, как мы и говорили. Это конец 2012 года. Но, работая над проектом, мы ни в коем случае не думали о конкуренции с другими проектами. Мы, в первую очередь, решали свои собственные задачи. Потому что мы решали свои собственные задачи по поставке нашего, российского газа. Наше конкурентное преимущество заключается в том, что у нас есть газ. И у нас есть свой потребитель, в отличие от многих других проектов. И, самое главное, это правильно поставленная цель. Цель была поставлена в определенные сроки, определенные объемы. Так что, цель достигнута. И, еще раз повторяю, это наша общая победа вместе с нашими партнерами, вместе с компаниями из Германии, вместе с компаниями из Италии, Франции, также с участием компаний тех стран, через которые пройдет «Южный поток».

Корреспондент: Конечно, хочется спросить о «Южном коридоре», который очень много принесет и жителям России. На каком этапе сейчас находится этот проект? И когда он будет реализован уже в том плане, в котором может быть

 Алексей Миллер: Проект «Южного коридора» будет реализован в те же самые сроки, как и проект «Южный поток». Поскольку мы лишь будем решать эти вопросы комплексно, с пониманием того, что рост газопотребления на юге России будет расти. Это касается Краснодарского края. Это касается, в частности, и Анапы. Объемы заявок газа со стороны наших российских потребителей, они являются очень, очень значительными. Поэтому, вся та реконструкция модернизации газотранспортной системы на территории России, она будет вестись как для нужд, в первую очередь, российских потребителей, так и для нужд «Южного потока» для увеличения наших экспортных поставок.

Корреспондент: Алексей Борисович, спасибо, что ответили на наши вопросы. Желаем вам удачи сегодня на этой церемонии. И в дальнейшем во взаимодействиях с вашими партнерами уже в Европе. Спасибо!

Алексей Миллер: Спасибо вам!

Корреспондент: Спасибо! Мария! Ну мы сейчас уже через несколько минут здесь начнется торжественная церемония. Так что, я думаю, что стоит уделить внимание этому!

Ведущая: Да, Дим, спасибо! Непосредственно с места событий из Анапы с последними новостями мой коллега Дмитрий Щугарев. Он общался с председателем «Газпрома» Алексеем Миллером. Ну и еще кое-какие подробности о газопроводе «Южный поток». Ну и еще кое-какие подробности о газопроводе «Южный поток». Всего в планах прокладка четырех ниток мощностью почти 16 миллиардов кубометров газа каждая. Первые поставки намечены на 2015 год, а вывод на полную мощность — 63 миллиарда кубометров в год — в 2018 году. Ну и любопытный факт: с самого начала, как только появилась идея «Южного потока», «Газпром» пугали альтернативными проектами. Дескать, конкуренция в регионе будет слишком велика. Однако, ни один из этих самых проектов газопроводов дальше самого проекта так и не продвинулся. Более того, газопровод «Набукко», который европейская пресса называла грандиозным, сейчас находится в упадке. Напомню, что труба протяженностью более трех тысяч километров должна была пройти из Прикаспийского региона в Европу в обход России. «Голубое топливо» должно было качаться с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Кроме того, газ хотели закупать также в Ираке, Туркмении и даже Иране. Но участники проекта, среди которых были такие именитые представители энергобизнеса, как британская BP, немецкая RWE, австрийская OMV, и венгерская MOL, к проекту охладели. ВР из проекта ушла. А RWE сейчас над такой опцией раздумывает. Репутация «Набукко» из-за этого плавно идет ко дну. А его реализация с каждым днем кажется все более призрачной. Ну, еще один проект-конкурент — Трансадриатический газопровод, который скрывается за такой аббревиатурой как TAP. Начало его строительства планируется на 2015 год. Строят трубу, которая пройдет через Азербайджан, Грузию, Турцию, Грецию и Албанию до Италии, немецкая E.ON, швейцарская EGL и норвежская Statoil. И, хотя участники проекта активно заявляют, что никак не зависят от «Южного потока», первыми строительство они так и не начали. И на поставку газа особых контрактов так и не подписали. Так что, в этой гонке «Южный поток» точно победил. Но, конечно же, как и в любом проекте, здесь не без трудностей. И, главная — в том, что растет стоимость проекта. «Южный поток», как и «Северный», проект затратный. И если месяц назад «Газпром» оценивал их в 15,5 миллиардов евро, то теперь после уточнения конфигурации маршрута затраты выросли еще на полмиллиарда. Из них 6 миллиардов — на сухопутный участок. Остальное — на более дорогостоящий, морской. Но после завершения всех тендеров с поставщиками и подрядчиками в 2013 году по некоторым оценкам стоимость проекта может возрасти и вовсе до 20 миллиардов евро. Но еще одна проблема — это европейский третий энергопакет. Согласно его букве, европейцы требуют предоставить доступ к трубе третьим лицам. «Газпрому» пока не удалось вывести «Южный поток» из-под действия документа. Ну и для этого ему нужно получить статус трансграничной европейской сети. Такое же есть и у проектов Nord Stream, «Ямал — Европа» и «Набукко» — главного конкурента «Южного потока». Ну и, чтобы осуществить задуманное, страны-транзитеры должны дать «Южному потоку» статус национального. Уже согласились Болгария, Босния и Герцеговина. На очереди — Сербия. Еще одно требование третьего энергопакета: одному поставщику нельзя использовать больше половины трубопроводных мощностей. Но «Газпром» настаивает на признании сухопутных участков магистралей продолжением экспортного газопроводов на дне Балтийского и Черного морей. Российская сторона и Еврокомиссия обсудят этот вопрос уже на следующей неделе. «Южный поток» — проект не только экономический, но и политический. С его мощностью помощью мы подтвердим свое лидерство на европейском газовом рынке. Недавно зампред правления компании Александр Медведев в интервью немецкому Handelsblatt признался, что «Газпром» хочет увеличивать свою долю на рынке Германии. Кстати, до конца следующего года «Газпром» получит полный контроль над немецкой компанией WINGAS: она занимается трейдингом, и контролирует до 20% немецкого рынка. Сделку проведут через обмен активами с BASF. Сейчас они с «Газпромом» управляют компанией на паритетных условиях. Ну а «Газпром», в свою очередь, получит 50% Wintershall Noordzee. У последней есть месторождение в Северном море. Значит, «Газпром» получит доступ к нему. К 2015 году «Газпром» собирается удвоить запасы своих хранилищ в Европе до 5 миллиардов кубометров газа. Еще «Газпрому» важно сохранить за собой монополию на реэкспорт газа из Центральной Азии, в будущем не потерять экспортные доходы. Ну и также нашей стране нужно снизить зависимость от стран-транзитеров. Главной проблемой здесь, конечно, является Украина. Первые плоды в этом смысле уже дал «Северный поток». Благодаря распределению поставок транзит через Киев за первые 8 месяцев 2012 года снизился почти на четверть.