Дорогие газопроводы

Вы можете использовать фотографии со ссылкой на источник.

«Газпром» строит экономно

22 марта 2012, материал был подготовлен Александром Фроловым
и опубликован в № 3 корпоративного журнала «Газпром»

Нашу корпорацию нередко критикуют за чрезмерное завышение расходов в ходе строительства газопроводов. «Критиков» не смущает тот факт, что цифры они берут с потолка и сравнивают между собой газопроводы, принципиально разные по своим техническим характеристикам и проложенные в совершенно разных природно-климатических условиях. В конце концов это помогает зарабатывать известность и политический капитал. Такие «сенсации» живут недолго, поэтому, казалось бы, обращать внимание на неконструктивное брюзжание не стоит. Но поток негативной информации постепенно вызывает у людей «презумпцию виновности» крупных нефтегазовых компаний. Поэтому давайте погрузимся в мир сухих цифр. Он, конечно, не столь увлекательный, как мир разоблачительных публикаций, но тем не менее гораздо более надежный.

Сверхрасходы

В конце прошлого года «Газпром» начал коммерческую подачу газа по «Северному потоку». Бюджет проекта составил 7,4 млрд евро за две нитки по 1224 км каждая. Соответственно, затраты на 1 км «Северного потока» в среднем чуть больше 3 млн евро (примерно 3,9 млн долларов при 1 евро, равном 1,3 доллара). Акционеры инвестировали 30% от требуемой суммы в соответствии с долями участия в проекте. «Газпрому» принадлежит 51%, это значит, что корпорация потратила на «Северный поток» порядка 1,11 млрд евро. Но это уникальный газопровод, прямых аналогов по техническим характеристикам у него нет, то есть любое сравнение будет не совсем корректным.

Газ поступает в «Северный поток» по магистральному газопроводу (МГ) «Грязовец — Выборг». Стоимость 1 км этого объекта составила порядка 5,3 млн долларов с учетом семи компрессорных станций (КС), включая мощнейшую в мире КС «Портовая» (366 МВт). Его немецкие «братья» OPAL и NEL стоят более 2,5 млн долларов. Ага! Почти на 3 млн дешевле! Но ведь транспортная инфраструктура Германии не в пример более развита, площадь работ меньше, проще рельеф местности, а кроме того, у немцев нет нужды в строительстве станций, подобных «Портовой». Кстати, инвестиции по проекту «Грязовец — Выборг» предназначались в том числе и для строительства подъездных и вдольтрассовых дорог всё в тех же условиях пересеченной и болотистой местности. Иначе невозможно было завозить строительную технику, материалы, да и последующая эксплуатация газопровода была бы невозможна. Из всех этих факторов и складывается каждый дополнительный миллион долларов на километр.

Северная широта

Но, допустим, «Северный поток» и прилегающие к нему газопроводы — сооружения уникальные. Посмотрим на более типичный для корпорации пример — лупинг на участке газопровода «Заполярное — Уренгой» между месторождением и КС «Пуртазовская». Технические характеристики объекта — диаметр 1420 мм, рабочее давление — 7,4 МПа. Объект введен в эксплуатацию недавно, в 2010 году. Фактическая стоимость строительства в этом случае составляет 127,8 млн рублей км (4,4 млн долларов).

Но всё же за границей наверняка строят дешевле и эффективнее. Правда, тяжело найти газопроводы, проложенные в сравнимых с нашими природно-климатических условиях, и с похожими техническими параметрами. Тем не менее несколько сопоставимых по сложности проектов все-таки существуют — в частности, в Канаде и штате Аляска. К примеру, расчетная (!) стоимость 1 км Alaska Pipeline Project, который планируется проложить от северного побережья Аляски до провинции Альберта в Канаде, оценивается в 11,7–20,1 млн долларов (с учетом КС). Технические характеристики газопровода: диаметр — 1200 мм, пропускная способность — 31–61 млрд куб. м в год. Стоимость может отличаться в зависимости от варианта реализации. Проектная стоимость сооружения газопровода Denali — the Alaska Gas Pipeline (от побережья Аляски в Канаду, диаметром 900–1200 мм и пропускной способностью 46,5 млрд куб. м в год) составляет 12,4 млн долларов за 1 км (с учетом КС).

Вероятно, наговаривают на американцев. Не может быть, чтобы их газопроводы стоили по удельным показателям почти в три раза дороже, чем «Северный поток», и в два раза дороже, чем более металлоемкие газопроводы «Газпрома», проложенные в условиях Крайнего Севера. Однако реальность именно такова.

Американские газопроводы по удельным показателям стоят почти в три раза дороже, чем «Северный поток»

Возможно, рачительные канадцы экономят на строительстве скважин? По данным Нефтяной ассоциации Канады, стоимость строительства одной газовой скважины составляет порядка 2,5 млн долларов. Основная часть скважин находится между 50-м и 55-м градусами северной широты в провинциях Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван, то есть на тех же широтах, что и Оренбургская и Тюменская области нашей страны. При этом в расположенном севернее Ямало-Ненецком автономном округе, на Западно-Песцовой площади Уренгойского НГКМ (66 градусов 55 минут северной широты), стоимость строительства скважин без объектов подключения на 2010 год составляла 49,9 млн рублей (примерно 2,4 млн долларов). Иными словами, практически столько же, сколько стоит канадская скважина.

Но, возможно, если мы возьмем другую площадь на той же широте, то стоимость резко возрастет. Нет. К примеру, на Харвутинской площади Ямбургского НГКМ (67 градусов 29 минут северной широты) скважину можно построить за 74,9 млн рублей (около 2,6 млн долларов). Следует заметить, что стоимость канадских скважин, лежащих в районе 65-го градуса северной широты, составляет более 15 млн долларов. А ведь чем севернее, тем дороже: природно-климатические условия ухудшаются, а транспортное плечо растет.

Нет близнецов

В газовой отрасли невозможно найти два одинаковых газопровода. Ведь технические параметры и природно-климатические условия всегда в чем-то отличаются. Поэтому даже самые корректные сравнения дают лишь приблизительную картину. Ведь очевидно, что нельзя проводить параллель между более металлоемким объектом, который строят в условиях вечной мерзлоты, и менее металлоемким, располагающимся в пустыне. Впрочем, почему бы нет. Некоторые «критики» не гнушаются такими сравнениями. Давайте и сравним. Но только с цифрами.

Конечно, из-за кризиса объемы строительства газопроводов большого диаметра в мире существенно снизились. За последние 3–4 года наберется всего десяток газопроводов, диаметр (а значит, и металлоемкость) которых сопоставим с аналогичным показателем газпромовских объектов. Если систематизировать данные по различным регионам, то становится ясно, что стоимость сооружения 1 км газопровода большого диаметра в регионах с жарким и умеренным климатом (с преимущественно равнинными участками) в среднем составит 2,5–3,3 млн долларов. Например, Taweelah to Fujairah Gas Pipeline в ОАЭ, Florida Energy Secure в США и Eridan gas pipeline во Франции.

Если же газопровод проходит в горной и труднодоступной местности, то расходы резко возрастают. Так, 1 км Turkmenistan — China Gas Pipeline обошелся в 5,6 млн долларов. Но если вы решите построить газопровод в условиях Крайнего Севера, то будьте готовы к действительно серьезным тратам — 11,7–12,4 млн долларов.

По объему капитальных вложений «Газпром» уступает только Petrobras, PetroChina и ExxonMobile

Ну и в заключение сравним объемы капитальных вложений нефтегазовых компаний. В 2010 году этот показатель составил в «Газпроме» 30,2 млрд долларов. В то же время у «Роснефти» — 8,9 млрд долларов, у ЛУКОЙЛа — 6,8 млрд долларов, а у ТНК-BP — 3,4 млрд долларов. По объему капитальных вложений «Газпром» в своей отрасли уступает только Petrobras (45,6 млрд долларов), PetroChina (41,8 млрд долларов) и ExxonMobile (32,2 млрд долларов). А в BP, Chevron, Eni, Shell, Total этот показатель составляет от 20 млрд до 24 млрд долларов.