Виктор Зубков: природный газ в качестве топлива — выгодно и экологично

Вы можете использовать фотографии со ссылкой на источник.

Дата публикации на сайте — 22 мая 2013
Интервью телеканалу «Россия 24»

Установите Adobe Flash Player

 

Стенограмма интервью

Ведущий: Одна из главных тем этой недели — перевод российского транспорта с бензина и дизтоплива на газ. Согласно распоряжению правительства, к 20-му году на более экологичные технологии должна перейти половина общественного транспорта в крупных городах. Параллельно планируется популяризировать личный автотранспорт на газомоторном топливе. Главная проблема — отсутствие инфраструктуры. Чем газовое топливо лучше нефтепродуктов и почему об этом заговорили именно сейчас, кто и на какие деньги будет строить дорогостоящие заправки и другие необходимые элементы газотранспортной системы? Об этом и не только в интервью нашему телеканалу рассказал глава Совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков.

Корреспондент: Виктор Алексеевич, уже несколько дней СМИ обсуждают распоряжение правительства о том, что к 2020 году 50% транспорта общественного должно перейти на газовое топливо. Это в городах-миллионниках. В тех городах, в которых живет до 300 тысяч человек — 1/3 общественного транспорта. Совершенно очевидно, что газовое топливо оно и более дешевое, и более экологичное, чем нефтепродукты. Почему такое распоряжение принято только сейчас?

Виктор Зубков: Да, я согласен, что очень важное совещание провел президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, на которое были приглашены не только поставщики сырья — газа, но и потребители, машиностроители, регионы. И президент внимательно заслушал состояние рынка газомоторного топлива в стране. Надо сказать, что в мире в последние 10 лет бурно идет процесс перевода автомобилей на метан, на компримированный газ. Вот такой пример: за последние 10 лет с 2002 по 2012 год, если в 2002 году был в мире 1 млн 400 тыс. автомобилей на метане, то за прошлый год уже 17 млн 200 тыс., то есть в 12 раз вырос парк автомобилей в мире, то есть страны активно используют природный газ в качестве моторного топлива, потому что он дешевле в 2–3 раза традиционных видов бензина и дизеля и он экологически чистый. То есть, применяя метан, природный газ, в качестве топлива, сразу выходим на Евро-5, Евро-6. А для того, чтобы перевести на Евро-5 традиционные виды топлива, надо вложить колоссальные миллиарды долларов для того, чтобы реконструировать заводы и провести там работы по их переоборудованию. Поэтому президент внимательно послушал. И действительно ситуация в России, мягко говоря, никакая сегодня. Мы практически за все эти годы никуда не продвинулись.

Корреспондент: Почему? Потому что у нас нет ресурсов для этого?

Виктор Зубков: Мы имели всего 86 тыс. автомобилей, из них 3 тыс. — автомобили, которые в заводских условиях созданы, то есть гарантированы, остальные — это кустарным способом переделанные. Дело в том, что тут два момента. Первый момент — менталитет наш, какое-то опасение тому, что вот баллоны, вот газ.

Корреспондент: Иногда взрываются.

Виктор Зубков: Взрываются, да, это имеет место, кстати, и на это президент обратил внимание. Но если, не дай Бог, сегодня загорится автомобиль с бензиновым двигателем, на это никто и внимания не обратит, и вряд ли, наверное, и вы, средства массовой информации, будете об этом широко говорить. Менталитет он есть, имеет место. Но если делать все по правилам, по стандартам, сертифицированные баллоны должны быть, если все делается правильно, то ничего не случится. И эта практика в мире общеизвестная.

Корреспондент: И хорошо работает.

Виктор Зубков: И хорошо работает, да. Первое — то, что менталитет такой есть. Второе — что те государства, которые продвинулись очень здорово, есть целые страны, где, — Пакистан, Иран, Бразилия, Аргентина, — где 70–80, Южная Корея — 95% автотранспорта работает на метане. 95%, понимаете! И эти страны, которые продвинулись в этом направлении, они применяют достаточно много мер стимулирующего характера. Это меры и финансовой поддержки, потому что стоимость на газомоторном топливе, она несколько выше, автомобилей, чем на традиционном виде топлива.

Корреспондент: Поэтому производителей надо тоже стимулировать.

Виктор Зубков: Многие государства субсидируют разницу. Многие государства запрещают строительство на традиционных видах топлива, если на этой же площадке строится (это в Италии так).

Корреспондент: Интересная мера.

Виктор Зубков: Да, интересная мера. Много запретительных мер. В Штатах, например, есть муниципальный транспорт, который из бюджета приобретается там то ли штата, то ли федерального, только на газомоторном топливе. Понимаете?

Корреспондент: Кто как может.

Виктор Зубков: Кто как может, так и делает. Другие страны освобождают от таможенных сборов оборудование, которое ввозится. То есть много-много налоговых, таможенных и других преференций, которые мотивируют потребителя заниматься этими видами...

Корреспондент: Виктор Алексеевич, я вас перебью, а мы готовы так стимулировать и производителей таких автомобилей, и потребителей этих автомобилей такого топлива?

Виктор Зубков: Если мы этого не сделаем, мы так и будем. Понимаете, нам повезло, природа нам дала самые большие запасы природного газа в мире, у нас самые большие запасы. Они рассчитаны на сотни миллионов лет. А нефть, скорее всего, лет через 40–50 закончится. И если мы сейчас не разовьем срочно рынок перевода автомобилей на газомоторный метан, речного, морского, железнодорожного транспорта, то мы просто потом окажемся в ситуации, когда и нефть будет заканчиваться, и у нас нет переведенных на этот новый вид топлива ресурсов, понимаете, какая ситуация.

Корреспондент: То есть сейчас переход на газовое топливо — это абсолютная необходимость наших дней?

Виктор Зубков: Я думаю, что, во-первых, экономически это выгодно — раз, потому что стоимость, как я говорил, в 2–3 раза дешевле, у нас в среднем только в Москве она высокая на метан, как традиционно всегда цены в Москве почему-то всегда выше, чем в России. По России цена от 8 до 10 рублей за литр топлива, в Москве там по-моему 13,5 рублей, а бензина и дизеля мы с вами видим, сколько стоит, он стоит в 2–3 раза дороже. Это по цене. По экологии: здесь вообще вещи несравнимые.

Корреспондент: Мне кажется, это даже не обсуждаемая тема, потому что очевидно, что этот вид топлива гораздо экологичнее. Виктор Алексеевич, но здесь речь идет о больших инвестициях и о больших ресурсах для того, чтобы...

Виктор Зубков: Я скажу, что мы уже в «Газпром» вложили очень большие инвестиции, мы построили 204 заправки у нас, и сейчас проектируем еще 21 заправку на газомоторном топливе. Но получается, что часть этих заправок законсервирована, потому что нет машин, которые бы...

Корреспондент: Они не нужны.

Виктор Зубков: Они не нужны, потому что там нет в этих регионах техники, которая была бы, заправлялась. А в среднем загрузка 17%. Понимаете? И сейчас мы ставим задачу, чтобы хотя бы довести до 45–50% загрузку этих уже существующих заправочных станций и строить новые, конечно. У нас рассчитана программа до 2020 года. Она очень амбициозная. И мы считаем, что мы вполне справимся с этой программой. Сейчас заключаем соглашения с регионами, с производителями техники, у нас «Газпромнефть», с которой мы будем активно работать, у нее 2000 заправок по России, мы можем на эти заправки ставить наши заправки. То есть есть перспектива очень большая, но все в том, что «а как потребители?». Есть ли эти реальные потребители?

Корреспондент: Да, надо убедить потребителей. А государство помогает в реализации газозаправочной инфраструктуры или это все только на деньги «Газпрома»? И вообще, откуда идут инвестиции?

Виктор Зубков: Инвестиции и по инвестиционной программе.

Корреспондент: То есть это часть бюджетных средств?

Виктор Зубков: Нет, это наши инвестиции.

Корреспондент: Это только ваши инвестиции?

Виктор Зубков: Это инвестиционная программа чисто газпромовская. Часть мы собираемся привлекать в качестве проектного финансирования «Газпромбанка», «Газпромбанк» готов работать с нами. И мы считаем, что частные инвесторы должны также активно с нами сотрудничать, то есть финансирование, оно просматривается. Сейчас еще раз важно, как государство будет стимулировать потребителя, какие меры примет государство. Вот распоряжение вышло правительства, а теперь в развитие этого распоряжения, которое вышло 13 мая, должно быть принято много нормативно-правовых актов, должны быть законы какие-то приняты, которые бы давали возможность потребителю более уверенно продвигаться в этом направлении. И вот здесь мы рассчитываем на очень тесную работу с Минэнерго, с правительством. И я, и мои специалисты готовы к такой работе.

Корреспондент: Виктор Алексеевич, мы упомянули с вами регионы, и я знаю, что есть пилотные регионы, которые будут пробовать использование транспорта на газовом топливе. Вот расскажите чуть подробнее об этой программе, и в течение какого времени эти регионы будут пилотными? Когда уже будут понятны результаты?

Виктор Зубков: Мы отобрали 11 регионов, которые, мы считаем, уже готовы сегодня для того, чтобы там активно развивать рынок газомоторного топлива. Но в этом году будут первые пять регионов: это Москва, Московская области, Санкт-Петербург, Ленинградская область и Татария. Татария — очень интересный регион, регион, который крупный регион, там руководство, президент республики заинтересован в том, чтобы развивать это направление. И мы несколько месяцев, вот мы в декабре образовали компанию «Газпром газомоторное топливо», и в течение этих месяцев мы активно работаем с руководством, с правительством Татарии. И мы выработали хороший пилотный проект по Татарии, который потом можно будет тиражировать во все регионы. И я считаю, что реализация этого проекта где-то уже в июне-июле начнется. Там будут расконсервироваться те наши заправки, которые там уже построены, но они законсервированы, потому что там нет реального контингента транспорта, там будут строиться новые, там будут применяться передвижные заправщики, это тоже очень такая сейчас тема интересная. И мы на примере работы с Татарией будем также активно развивать работу и с другими регионами. Другие регионы тоже заинтересованы.

Корреспондент: И власти охотно идут на сотрудничество.

Виктор Зубков: Власти идут, я получаю звонки из других регионов, из Ростовской области сегодня звонил губернатор, из Новгородской области, то есть власти готовы, надо, чтобы государство создало эти меры, стимулирующие меры потребителям.

Корреспондент: Весь вопрос в потребителях, насколько люди будут готовы это потреблять?

Виктор Зубков: Я думаю, что меры стимулирования должны быть четко, нормативно-правовая база...

Корреспондент: Безопасность.

Виктор Зубков: Стандарты.

Корреспондент: А вы готовы к безопасному именно газовому топливу?

Виктор Зубков: Понимаете, в чем дело. Сейчас тут тоже проблема возникла, потому что реальный производитель баллона, баллон является таким местом, которое риск...

Корреспондент: Слабое место.

Виктор Зубков: Слабое место. У нас, по-моему, один или два завода в стране. И мы получаем по импорту, но, извините, из ряда стран это может быть сомнительный товар. Поэтому нам надо тогда...

Корреспондент: Строить заводы.

Виктор Зубков: Строить заводы или развивать эти заводы, которые могут дать, предположим, 5–6 тысяч баллонов, но это тоже на далекую перспективу, это небольшой объем для рынка. Поэтому все должно быть просчитано. И те меры поддержки финансово-экономические запретительные. Ведь многие страны, которые развили у себя, ведь есть по 2, по 3 млн машин уже в стране, и эти страны, особенно кто борется за экологию в Европе, они запрещают въезд в центр города всему транспорту, только разрешено газобаллонное, которое на газобаллонном.

Корреспондент: Ну, без властей задачу эту не решить, я согласна. Скажите, наши северные регионы России, им тоже выгодно переходить на газовое топливо, наверное, обывательский сейчас вопрос задаю, но газовое топливо оно работает нормально при низких температурах, вот таких экстремальных?

Виктор Зубков: Нет, мы говорим про метан, это который работает при любой температуре. А вот на сжиженный газ, там есть проблемы, мы о них пока сейчас не говорим. Мы будем развивать и эту тему. То есть тяжелая техника, тяжелый транспорт грузовой, сельскохозяйственный, ему даже эффективнее работать на сжиженном газе, но мы пока сейчас его и мало имеем. То, что мы сейчас будем вводить мощности в июне-июле в Калининграде, еще будут другие мощности, конечно, мы будем использовать на вот этих видах транспорта, но мы говорим сейчас больше о метане. Это то, что можно буквально завтра подключаться к любой трубе и внеднять. Но, к сожалению, рынка такого в России пока сегодня нет. Вот это сдерживающий вариант. Хотя мы говорим, что у нас мало заправочных станций, но я говорю, что у нас достаточно газпромовских, чтобы их загрузить. И, конечно, строить надо новые.

Корреспондент: Виктор Алексеевич, я надеюсь, что те зрители, которые будут смотреть наше с вами интервью, они задумаются о том, чтобы переходить на газовое топливо, потому что еще раз оговорюсь, это гораздо безопаснее, гораздо выгоднее, гораздо дешевле. Я нам всем желаю осуществления всех этих задумок, потому что, я думаю, что каждый из нас в этом заинтересован. Спасибо, что нашли время и согласились на интервью!

Виктор Зубков: Спасибо вам большое! Спасибо!