Удвоение за пять лет

Вы можете использовать фотографии со ссылкой на источник.

8 октября 2015

Материал опубликован в № 9 корпоративного журнала «Газпром».

Мировой газомоторный рынок стремительно растет

Драйвером развития газомоторной отрасли за последние годы стал Китай. Это позволило мировому парку газобаллонных автомобилей (ГБА) удвоиться в течение пяти лет. Российская газомоторка не может похвастаться такими высокими темпами развития, как у лидеров отрасли. Тем не менее сейчас, параллельно со строительством заправок и закупкой техники, идет масштабная подготовительная работа: заключаются соглашения с регионами, совершенствуется нормативно-правовая база, промышленность осваивает производство газобаллонной техники и оборудования для газовых заправок. Грамотная подготовка обеспечит взрывной рост отечественной газомоторки уже к 2020 году. Россия, как известно, долго запрягает, да быстро ездит.

У Китая нет Китая

Количество газобаллонных автомобилей в мире растет весьма обнадеживающими темпами. Так, в 2010 году на всей планете насчитывалось 11,3 млн ГБА, работающих на природном газе, а в текущем году, по данным NGV Communications Group, их количество практически достигло 22,5 млн. Удвоение за пять лет — это выдающийся результат!

В 2010 году на всей планете насчитывалось 11,3 млн ГБА, работающих на природном газе, а в текущем году их количество достигло 22,5 млн.

Как и во многих других секторах мировой экономики, здесь свое веское слово сказал Китай, где количество ГБА, по данным Национальной газомоторной ассоциации, в 2010 году составляло 500 тыс., в середине 2013-го — 1,58 млн, а к настоящему моменту практически достигло 4 млн. За тот же период в Китае увеличилось и число автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) — с 1,65 тыс. до 6,5 тыс. Притом в настоящий момент строится еще 2,9 тыс. АГНКС.

В КНР вовсю применяют комплексный подход, достигая положительного эффекта сразу в нескольких областях: экономической (связанной с прямой экономией на горюче-смазочных материалах и с загрузкой и расширением производственных мощностей), а также экологической. Последнее, на наш взгляд, для Китая, в отличие от изнеженной Европы, является не вопросом пиара, а вопросом здоровья нации. Здесь стоит процитировать агентство «Синьхуа», которое пишет, что на фотографиях Китая, сделанных из космоса, «над центральным и восточным районами парят облака смога, отбрасывающие свою тень на сердца китайцев».

Если отбросить восточную поэтичность и просто посмотреть на экологическую ситуацию в крупных городах КНР, то выяснится, что в начале прошлого года только три города достигли установленных стандартов качества воздуха, а в 71 показатели вредных выбросов в атмосферу — выше нормы. Около 19% страны (1,81 млн км) охвачены смогом. «Чистыми» оказались лишь Лхаса (Тибетский АР), Хайкоу (крупнейший город популярной у туристов южной провинции Хайнань) и Чжоушань (Восточный Китай), а наиболее загрязненными — Пекин, Тяньцзинь (провинция Хэбэй), а также дельты рек Чжуцзян и Янцзы. Эти регионы занимают всего 8% от площади страны, но потребляют 43% угля, то есть примерно 844 млн т в нефтяном эквиваленте. Это больше, чем совокупное потребление угля Индии и США. Связаны такие объемы с тем, что в Пекине, Тяньцзине и провинции Хэбэй производится 55% китайской металлургической продукции, 40% бетона, 52% бензина и дизельного топлива. По словам У Сяоцина, замминистра по охране окружающей среды КНР, основными источниками загрязнения атмосферы являются сжигание угля, промышленность, моторный транспорт, дорожная и строительная пыль.

Ради решения экологических проблем Китаю нельзя идти путем западных стран, которые просто перенесли эти проблемы за границу. Иными словами, у Китая нет своего Китая. Поэтому Поднебесная видит выход из сложившейся ситуации в сокращении потребления угля и в переходе на альтернативные моторные топлива. Но потребление угля удалось пока лишь стабилизировать, а сократить получится только после полномасштабного запуска поставок газа из России и других источников. Предполагается, что 2 млрд куб. м природного газа позволят уменьшить потребление угля на 3 млн т. А вот успехи в сфере альтернативных моторных топлив очевидны и, не побоимся этого слова, феноменальны.

При этом пока мы упомянули только автопроизводство. Но газомоторная отрасль им не ограничивается. Так, а начале августа в Китае началось сооружение первого в мире ролкера (судна для перевозки автомобилей, грузового транспорта, ж/д вагонов и т. п.), способного работать на сжиженном природном газе (СПГ) и традиционном судовом топливе. Предположительно, оно будет использоваться в Северном и Балтийском морях.

Биполярный мир

Но Китай не одинок на пути развития газобаллонного транспорта. Основными центрами роста газомоторной отрасли стали Азия и Южная Америка. За последние пять лет список главных игроков практически не изменился: это Пакистан (2,5 млн ГБА в 2010 году и 3,7 млн в 2015-м), Аргентина (1,9 млн в 2010-м и 2,5 млн в 2015-м), Бразилия (1,65 млн в 2010-м и 1,8 в 2015-м). Но особое внимание стоит обратить на Иран и Индию.

К настоящему моменту Иран занимает первое место по количеству газобаллонных автомобилей, увеличив их количество с 2 млн в 2010-м до более 4 млн в 2015-м. Для него газомоторное топливо стало отличным подспорьем в условиях санкционного дефицита нефтеперерабатывающих мощностей при избытке запасов природного газа. Но скорее всего уже к концу текущего года Иран уступит первое место Китаю. А Индия интересна тем, что, обладая парком в 700 тыс. ГБА в 2010 году, эта страна к настоящему моменту увеличила этот показатель до 1,8 млн. Полагаем, что Индия является перспективным рынком сбыта для китайских автопроизводителей, а, кроме того, окружающей среде в этой стране не помешало бы ослабление давления. Поэтому в ближайшие годы роль Индии как центра развития газомоторной отрасли усилится.

А вот положение Соединенных Штатов на газомоторной карте мира обратно пропорционально тому вниманию, которое им оказывается в СМИ. Мы отмечали это год назад, и с этих пор ничего не изменилось. Разговоры на правительственном и экспертном уровнях, широкомасштабная государственная поддержка, маркетинг и пиар — все это привело к тому, что за пять лет количество работающего на компримированном природном газе (КПГ) автотранспорта в Штатах увеличилось со 100 тыс. до 150 тыс. Предполагалось, что развитие газомоторной отрасли позволит США расширить внутренний рынок газа, косвенно поддержав «сланцевую» добычу. Но, как мы и прогнозировали, заметных успехов не последовало. По данным Министерства энергетики США, лишь 0,12% потребляемого Штатами природного газа используется на транспорте. Рывка не получилось. А учитывая новую риторику американского руководства, которое начало задвигать газ на вторые роли, выпячивая как перспективное направление возобновляемую энергетику, перспектив у газомоторного топлива на рынке Северной Америки немного.

Особняком стоит Италия

Глядя на Европу, нельзя отделаться от ощущения, что этот регион находится на перепутье. И дело тут в нефтяном кризисе, который ставит перед европейской газомоторной отраслью новые вызовы. Многие страны стимулировали переход на ГМТ и другие виды альтернативных моторных топлив, ставя потребителя в безвыходное положение высокими ввозными пошлинами и налогами на традиционные автомобили, завышенной ценой бензина и дизеля. Сейчас в условиях резких перепадов цены на нефть эта стройная система может рухнуть.

Особняком стоит Италия. Здесь количество газобаллонных автомобилей выросло с 677 тыс. в 2010 году до 885,3 тыс. в 2015-м. Для сравнения: во всех остальных странах Европы (считая «прибалтийских тигров» и не считая остальные постсоветские страны) количество ГБА едва достигает 269 тыс. Полагаем, что здесь играет роль традиционный интерес итальянских производителей к газобаллонным автомобилям, то есть обладание необходимыми производственными мощностями, которые также работают и на экспорт. Вероятно, свою роль играет и затянувшийся кризис в итальянской экономике: потребитель экономит на бензине, так как в Италии он примерно в два раза дороже КПГ. Интересно, кстати, что Германия с собственным парком ГБА в 98 тыс. машин лишь немногим уступает Италии по количеству АГНКС: в Италии — 1060, а в Германии — 921. Видимо, это связано с важной транзитной ролью Германии.

В целом же отметим, что в условиях снижения цен на нефть у европейских стран появляется искушение отложить немногочисленные проекты в области газомоторного топлива. Впрочем, у низких цен на нефть, кроме приятных (удешевления моторных топлив), есть и масса негативных последствий (связанных с заморозкой крупных нефтегазовых проектов), которые влекут за собой отмену заказов крупным предприятиям, производящим оборудование, арматуру и т. п. По данным Wood Mackenzie, за прошедший год мировые нефтегазовые компании отложили до лучших времен проекты на общую сумму 200 млрд долларов. Считаем, что европейских промышленников это сокращение также коснулось. Поэтому, если экономический кризис в Европе затянется и усугубится, простой европейский автомобилист будет вынужден обратить свой взор на газ.

Пока же природный газ в Европе охотно осваивают судоходные компании. Ведь с 1 января 2015 года для Балтийского и Северного морей действуют новые экологические требования (содержание серы в судовом жидком топливе не должно превышать 0,1%). Интересно, что в начале 2015 года впервые в мире судно, работающее на природном газе, совершило переход протяженностью 13 тыс. морских миль (24 тыс. км) по маршруту Чжанцзяган (Китай) — Берген (Норвегия). Это означает, что трансокеанские переходы на СПГ возможны. Хотя «экологичные» перевозчики пока отдают предпочтение газодизельным схемам.

Основной движитель

В российской газомоторной отрасли пока нет таких титанических изменений, как в китайской или иранской. Хотя в сравнении с Танзанией, Австралией или Норвегией прогресс российской газомоторки феноменален. Сейчас на территории нашей страны функционируют 205 АГНКС Группы «Газпром», а объем реализации природного газа по итогам 2014 года достиг 404,8 млн куб. м (рост на 7,4%).

На территории нашей страны функционируют 205 АГНКС Группы «Газпром», а объем реализации природного газа по итогам 2014 года достиг 404,8 млн куб. м (рост на 7,4%). К концу 2015 года ожидается рост реализации природного газа на 10%.

Основным движителем российского рынка газомоторного топлива является «Газпром». Корпорация плотно работает с региональными властями, заключая с ними соглашения, которые включают раздел, касающийся развития региональных газомоторных рынков. На данный момент «Газпром» подписал такие соглашения с 38 регионами. Также корпорация подписала Дорожные карты проекта по расширению использования высокотехнологичной продукции в интересах компании более чем с десятью субъектами РФ и Республикой Беларусь, предусматривающие, в частности, внедрение газовых двигателей и ГБА местного производства.

В прошлом году «Газпром» активно вел подготовку к строительству в России новых объектов, были завершены проектно-изыскательские работы по 21 АГНКС в 13 регионах РФ. Газомоторная инфраструктура выходит на восток страны. До конца текущего года АГНКС будет построена в Южно-Сахалинске. В Сахалинской области реализуется программа по переводу автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо.

С 2012 до 2014 года объем продаж газобаллонной техники в России вырос почти в четыре раза — с 559 (в том числе 536 — отечественного производства) до 2170 (2045 — отечественного производства). Это стало результатом совместных усилий «Газпрома» и крупных автопроизводителей — компания достигла договоренности с автопроизводителями о включении ГБА в ассортимент выпускаемой техники.

Общий объем инвестиций «Газпрома» в строительство газозаправочных комплексов в 2015 году превышает 10 млрд рублей. В текущем году запланирован ввод в эксплуатацию 25, а в 2016 году — 40 заправочных комплексов. К концу 2015 года ожидается рост реализации природного газа на 10% — до 440 млн куб. м.

Тройка лидеров

Перевод техники на газ поддерживается государственными субсидиями. В конце лета Правительство определило размер помощи 23 регионам на приобретение автобусов и коммунальной техники, работающей на газе — 3 млрд рублей. Распределение идет в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Наибольший размер субсидий предусмотрен для Татарстана — 554 млн рублей, Крыма — 365 млн рублей и Башкортостана — 322,4 млн рублей.

Первенство Татарстана вполне объяснимо: этот регион лидирует по темпам развития газомоторной инфраструктуры (в республике до 2023 года реализуется собственная региональная ГМТ-программа). Здесь расположены 11 АГНКС «Газпрома» и еще три находятся в стадии строительства. Предприятия республики наращивают парк ГБА: в 2013-м — на 262, в 2014-м — на 319, а в 2015-м планируется закупить 320 автобусов и техники на КПГ. Специализированная «дочка» «Газпрома» — «Газпром газомоторное топливо» — заключила соглашения о сотрудничестве с Правительством Республики Татарстан, а также с ПАО «КАМАЗ». Ожидается, что результатом сотрудничества станет создание первой в России комплексной инфраструктуры для заправки КПГ и СПГ.

Башкортостан входит в десятку приоритетных для «Газпрома» регионов по развитию рынка газомоторного топлива. Сейчас здесь действуют 11 АГНКС компании. К 2023 году их количество будет увеличено на 13, а 17 традиционных АЗС «Газпром» оборудует модулями для заправки компримированным природным газом.

Крым обладает достаточно развитой для своей территории сетью из 21 АГНКС (одна законсервирована, одна строится). Большинство из них введены в эксплуатацию в 2000-х годах. В 2014 году суммарная производительность этих заправок составила примерно 14,9 млн куб. м газа (18,4% от проектной мощности) — рост на 4,4% к 2013 году. Кроме того, в республике добывается достаточно природного газа для обеспечения собственных потребностей. А бензин и дизельное топливо приходится завозить с материковой части России (поэтому моторное топливо в республике примерно на 2 рубля дороже, чем в среднем по стране). Местное руководство в апреле текущего года приняло программу развития рынка газомоторного топлива на 2015–2017 годы, которая предусматривает масштабную газификацию. Предполагается, что потребление бензина и дизельного топлива в республике снизится на 60 тыс. т (общее потребление в 2014 году — 500 тыс. т) за счет замещения их КПГ к 2017-му. Также до 2017 года Крым планирует закупить 902 ГБА заводского производства и увеличить заправочную сеть (считая передвижные заправочные комплексы) более чем в два раза.

Лекарство от лихорадки

Рынок автотехники сейчас лихорадит. В таких условиях автопроизводителям должно быть интересно освоить выпуск новых видов техники (к слову, более дорогих, чем традиционные аналоги) и получить для них гарантированный рынок сбыта в рамках общегосударственных программ. К примеру, КАМАЗ в апреле 2015 года открыл в Набережных Челнах производственную линию по выпуску газобаллонного транспорта мощностью до 8 тыс. единиц 50 различных моделей автомобильной техники.

«Газпром» переводит на КПГ собственный автопарк. Так, в прошлом году предприятия Группы приобрели 1674 единицы газомоторной техники, а общий показатель достиг 6522. Пожалуй, степень участия корпорации в развитии газомоторной отрасли может проиллюстрировать такой факт: в 2014 году КАМАЗ поставил «Газпрому» 626 единиц ГБА, а в 16 субъектов РФ — всего 228 автотранспортных средств в газобаллонном исполнении (автобусы, коммунальную технику).

Основными производителями серийной техники с газовыми двигателями в России остаются ОАО «КАМАЗ» (ООО «РариТЭК») и Группа ГАЗ, из предприятий стран Евразийского экономического союза стоит назвать также Минский автомобильный завод. А вот АВТОВАЗ пока только ограничился очередной презентацией летом этого года — LADA Largus CNG.

Но не только автотранспорт осваивает газомоторное топливо. Объединенная судостроительная корпорация в ближайшее время планирует заключить с «Совкомфлотом» соглашение о строительстве танкеров, работающих на природном газе. А РЖД получили наконец долгожданный маневровый газотепловоз производства АО «Брянский машиностроительный завод», работающий на СПГ. Полагаем, что к 2020 году российская промышленность сможет удовлетворять все основные потребности газомоторной отрасли — как в части газомоторной транспортной техники, так и в части оборудования для АГНКС.

Александр Фролов