Так держать!

Вы можете использовать фотографии со ссылкой на источник.

21 января 2015

Новогодние каникулы у всех прошли по-разному — одни покоряли снежные склоны, а другие — песчаные дюны Сахары. 28 декабря по историческому маршруту Париж — Дакар стартовал международный ралли-марафон Africa Eco Race 2015. Впервые в соревновании, в составе команды «КАМАЗ-Мастер», принял участие созданный при поддержке ОАО «Газпром» и официального партнера команды — банка ВТБ спортивный КАМАЗ, работающий на природном газе. Для обеспечения заправки автомобиля во время гонки на ралли также отправился передвижной автогазозаправщик (ПАГЗ) компании «Газпром газомоторное топливо».

Участие эко-грузовика в африканском ралли символично — в 2013 году организаторы марафонов существенно ужесточили правила и ограничили допустимый уровень вредных выбросов автомобилей. Газовому спортивному грузовику предстояло продемонстрировать возможности экологичного и экономичного моторного топлива в экстремальных условиях.

Пилотом газового КАМАЗа выступил Сергей Куприянов (справа), пресс-секретарь Председателя Правления ОАО «Газпром». В составе его экипажа — члены команды «КАМАЗ-мастер» штурман Александр Куприянов (в центре) и механик Анатолий Танин (слева).

«По сути, это обычный гоночный КАМАЗ. До меня на этой машине ездили пилоты Дмитрий Сотников и Ильгизар Мардеев. Главное отличие — это расположенные в центральной части кузова четыре баллона с метаном. Вместе с ними в грузовике появилась система трубопроводов, редуктор и специально доработанный топливный насос высокого давления, который уменьшает подачу дизельного топлива во время подключения баллонов. Благодаря добавлению газа мы достигаем более полного сгорания топлива, что приводит к уменьшению дымности», — поясняет Сергей Куприянов.

Перед дальней дорогой ПАГЗ объемом 5,6 тыс. куб. м совершил забор топлива на АГНКС. Этого достаточно для полной заправки грузовика более 35 раз. Забегая вперед скажем, что в составе колонны автомобилей технического сопровождения команды «КАМАЗ-мастер» газозаправщик преодолел более 6000 км и исправно осуществлял заправку КАМАЗа на финише каждого этапа марафона.

После прохождения необходимых административных процедур и технической проверки во французском городе Сен-Сиприен участники ралли направились в Испанию, на паром до марокканского порта Надор, где 30 декабря стартовал первый этап гонки.

Команда «КАМАЗ-мастер» в этом году выступила двумя экипажами: на дизельном КАМАЗе Антона Шибалова под номером 401 и газовом КАМАЗе Сергея Куприянова под номером 404.

Их боевым товарищем стал россиянин Антон Григоров — пилот VEB Racing на автомобиле Oscar O3.

Также в составе команды VEB Racing впервые в истории Africa Eco Race на старт марафона вышла российская спортсменка-мотогонщица Анастасия Нифонтова на мотоцикле Husqvarna.

С корабля на бал, а точнее с парома на Марокканскую землю спортсмены ступили рано утром 30 декабря и, не теряя времени, отправились к старту первого этапа.

Всего в ралли участвовали 29 мотогонщиков, 32 экипажа на внедорожниках и багги, а также 9 грузовиков. Седьмой выпуск Africa Eco Race обещал стать самым сложным в истории ралли. Впереди гонщиков ожидали каменистые горы Марокко, пески Сахары, дюны Мавритании и саванны Сенегала. Участником предстояло преодолеть 6000 км, более 3000 км из которых занимали специальные участки. Итак, гонка началась!

На протяжении всего пути спортсменов сопровождали журналисты, которые, к слову, принимали активное участие в марафоне — помогали менять колеса, выталкивать машины из песчаных ловушек и просто поддерживать боевой дух экипажей.

Первый этап — марокканский — для наших гонщиков были «вкаточным». Экипажи обоих КАМАЗов осваивались, оценивали соперников, старались ехать в среднем темпе и стабильно.

На финише второго этапа в палатке «КАМАЗ-мастера» спортсменов ждала наряженная елка и праздничный ужин. Наступал новый, 2015 год, который спортсмены встретили как по московскому, так и по местному времени.

А утром — снова в бой! Третий этап обещал как песчаные дюны, так и скоростные участки.

В результате Антон Шибалов приходит первым, а Сергей Куприянов — вторым. И не зря говорят, что как год встретишь — так его и проведешь.

Каждый вечер, после того, как машину осмотрят механики, в гибридный КАМАЗ заправляли 200 куб. м компримированного природного газа. Полной заправки автомобиля экипажу хватало на 600–700 км при работе двигателя в смешанном цикле (газодизельном). «Используем наш ресурс по максимуму. У машины лучше динамика, она лучше тянет на низких оборотах, а это очень актуально для вязкого песка», — говорит Сергей Куприянов. На фото — процесс заправки.

Не смотря на напряженный темп гонки (один день — один этап), спортсмены находили время для отдыха и общения.

Итак, марокканская часть марафона пройдена. Газовое оборудование работает стабильно. По итогам пяти этапов команда «КАМАЗ-мастер» выходит в лидеры зачета: экипаж Антона Шибалова на первом месте, экипаж Сергея Куприянова, впервые принимающий участие в международном марафоне, — на третьем. Не отстает и VEB Racing — на бивуаках пилоты обмениваются впечатлениями от гонки.

4 января караван марафонцев добрался до Дахлы, где состоялся запланированный День отдыха. Технические специалисты осматривали машины,…

…а команды набирались сил и готовились к следующим шести этапам.

Однако Мавритания встретила гонщиков песчаной бурей. Из-за погодных условий 6-й этап марафона пришлось отменить.

Мавританские пески оказались действительно коварными.

Наши экипажи получили установку не отрываться друг от друга, чтобы в случае чего оказывать помощь.

Потери времени были у большого числа участников. Откапываться приходилось постоянно.

Даже газовый заправщик по пути на бивуак завяз в непредсказуемых песках.

Точно такая же участь постигла технический автомобиль казахстанской команды.

Но россияне из «КАМАЗ-мастер» вовремя пришли на помощь.

Позади уже 11 этапов и экипажи выходят на финишную прямую. За плечами 5,5 тысяч километров, борьба со стихией, взлеты и падения, а впереди — Розовое озеро в Дакаре!

Не все добрались до финиша. За время гонки с дистанции сошла практически половина участников. Этот ралли-марафон действительно оказался трудным и захватывающим. Но, несмотря на все сложности, команда «КАМАЗ-мастер» вновь подтвердила свой титул чемпионов: экипаж Антона Шибалова — на первом месте, экипаж Сергея Куприянова — на втором месте среди грузовиков. В общем зачете автомобилей у команды — второе и третье место соответственно.

Газовый КАМАЗ доказал свою эффективность. Газовое оборудование в экстремальных условиях работало надежно. Испытание Африкой пройдено!

Победный финиш. Так держать!

Валентина Суфьянова и Наталия Куприянова (ООО «Газпром газомоторное топливо»), Михаил Ласточкин (журнал «Полный привод 4х4»), редакция сайта ОАО «Газпром»

Фотографии большого размера вы можете найти в фотоальбоме.

Другие фоторепортажи