Ямальская вахта

Вы можете использовать фотографии со ссылкой на источник.

Полуостров Ямал — особый регион России. Это настоящая нефтегазовая кладовая страны. На протяжении 30 лет работники «Спецгазавтотранса» («Газпром» владеет 51% акций компании) выполняют здесь производственные задачи в условиях, абсолютно не пригодных для постоянного проживания.

Еще в 80-е годы прошлого века при освоении Крайнего Севера все предприятия нефтегазовой отрасли были переведены на вахтово-экспедиционный метод работы, который предусматривает длительную дорогу до объекта и обратно. Схема доставки на конкретный объект разрабатывается отдельно в каждом конкретном случае.

Мы решили проделать весь путь, который преодолевают работники ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» — так звучит полное название компании — до Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения, находящегося на восточном побережье полуострова Ямал.

11 февраля 2015 года, 6 часов утра. Аэропорт Ижевска.

У стойки регистрации на наш рейс люди из разных городов — Магнитогорска, Чайковского, Воткинска, Сарапула, Игры и Ижевска.

За организацию отправки вахтовиков из столицы Удмуртии отвечает диспетчер Олеся Егорина.

Вахтовики везут с собой не только свои личные вещи, но и запчасти, и инструменты, и даже спутниковые тарелки, необходимые для организации досуга.

Чартерный рейс до аэропорта «Мыс Каменный» осуществляет авиакомпания «Ижавиа», с которой «Спецгазавтотранс» сотрудничает уже более 30 лет.

Кстати, первые авиаперелеты для «Союзгазавтотранса», как тогда называлась компания, были организованы еще в 1985 году, когда для обустройства Ямбургского месторождения самолетами доставлялись не только работники предприятия, но и самосвалы КрАЗ-256.

Наш 1700 километровый рейс выполняет Ан-24. Самолет небольшой, но надежный и комфортабельный. Время в полете — более пяти часов, с посадкой на заправку в аэропорту «Нягань».

Вспоминаются строки Владимира Высоцкого:
«Север, воля, надежда, — страна без границ,
Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья».

Взлетно-посадочная полоса аэропорта «Мыс Каменный» находится на песчаной косе Обской губы. Аэропорт здесь был основан в марте 1947 года, но только в 1959 году он был открыт для приёма-выпуска воздушных судов, обеспечивающих перевозку пассажиров.

Получение багажа происходит в режиме «самообслуживания».

Теперь на вахтовках нам предстоит добираться до Новопортовского месторождения по зимней автодороге.

От аэропорта до объекта — чуть более ста километров, но на их преодоление потребовалось почти столько же времени, сколько на перелет Ижевск — Мыс Каменный.

Мы на месте. Вот так выглядит вагон-городок на опорной базе промысла Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения.

Мы не могли упустить уникальную возможность ознакомиться с тем, как идет обустройство месторождения. «Спецгазавтотранс» строит здесь вахтовый жилой комплекс и опорную базу промысла, а также выполняет отсыпку кустовых площадок и подъездных дорог.

Основной груз ответственности за строительство лежит, конечно, на плечах руководителей Чайковского предприятия технологического транспорта и специальной техники филиала ДОАО «Спецгазавтотранс». Заместитель директора филиала по производству Анатолий Карпов на этом объекте работает с первого дня и хорошо знает все производственные вопросы: «Приступать к работе на новом объекте всегда сложно».

Четкое выполнение производственных задач зависит во многом и от прораба Василия Коробейникова. Прораб обязан не только хорошо разбираться в документации, но и быть отличным практиком, уметь управлять людьми.

Основная часть здания общежития вахтового жилого комплекса сдана в эксплуатацию «Спецгазавтотрансом» еще в ноябре 2014 года. Сегодня работники «Газпром нефти» (эта компания осваивает месторождение) размещаются в благоустроенных зданиях. К их услугам — столовая, тренажерный зал, медпункт с изолятором и другие необходимые помещения.

На площадке опорной базы промысла установлены две емкости РВС-2000 для хранения дизельного топлива.

Строительная площадка теплого склада опорной базы промысла.

Чтобы в летний период под складом вечная мерзлота не оттаивала, установили систему термостабилизации грунтов, что-то вроде холодильника.

Внутренняя часть будущего теплого склада.

«Главным достоянием нашего предприятия являются специалисты», — говорит начальник участка Андрей Герасимов. В беседе с нами он признался, что долго привыкал к вахтовому методу работы, но по-другому уже не может — это стало образом жизни.

Изолировщик Сергей Оглезнев пришел в «Спецгазавтотранс» в 2004 году, а работать в нефтегазовой отрасли начал в 1986 году. О том, как ему работается, он сказал коротко: «Я привык к полевым условиям, и холод для меня не помеха».

В работе на Севере мелочей не бывает, иной раз малейший недосмотр может привести к плачевным результатам. Даже на небольшой высоте монтажники пристегивают страховочные пояса, как этого и требуют правила безопасности.

При строительстве объектов в условиях вечной мерзлоты очень важно, так сказать, «оторваться» от земли, установить свайные опоры, на которых потом собираются ростверки (верхняя часть свайного или столбчатого фундамента) и металлоконструкции. На этом участке работы главные люди — сварщики.

Сварщик Салават Зайдуллин.

Сварщик Андрей Андреев.

Сварщик Николай Фефилов.

Говорят, что современную молодежь никакими «коврижками» не заманишь работать на Север. Это неправда. Здесь мы увидели много молодых людей. Сварщик Вячеслав Гойков, которому 30 лет, — один из них.

А вот монтажнику Рауфу Сайфуллину довелось поработать на разных стройках в самых суровых условиях. Но, тем не менее, свою привязанность к Северу он привил и своему сыну Руслану.

Руслан Сайфуллин тоже выбрал профессию монтажника и работает вместе с отцом.

В 20 километрах от опорной базы промысла «Спецгазавтотранс» ведет отсыпку кустовых площадок и подъездных дорог к ним. Здесь работают сразу два филиала компании — Строительное управление подрядных работ и Чайковское предприятие технологического транспорта и специальной техники.

Вся территория, на которой выполняются эти работы, представляет собой поверхность с многочисленными озерами и болотами, поэтому отсыпку кустовых площадок и дорог можно вести только в зимнее время, а укрепление откосов будут делать летом.

При строительстве дорог на Ямале используют метод послойной отсыпки грунта, добываемого в отведенных карьерах.

Одна из главных задач, стоящих перед начальником автоколонны № 3 Сергеем Петраевым, — организация бесперебойной работы самосвальной техники.

При отсыпке грунта на кустовых площадках через каждые 30 сантиметров насыпи геодезисты делают послойную исполнительную съемку. Это необходимо для того, чтобы уровень площадки был строго горизонтальным. На фото — геодезист Антон Воробьев.

Участвующие в проведении исполнительной съемки коллеги Антона геодезисты Владимир Матте и Александр Данилов находятся на расстоянии 100 метров от кустовой площадки.

Владимиру и Александру не страшны минус 30 градусов и ветер.

А нам уже пора возвращаться. Вместе с вахтовиками, направляющимися на большую землю, мы спешим в аэропорт «Мыс Каменный». За время нашего пребывания на месторождении дорогу сильно замело, и на этот раз мы потратили на преодоление 100 километров более 6 часов.

Солнце клонилось к закату, когда мы приехали в поселок Мыс Каменный. Водитель Михаил Щенин (на фото) заберет новую партию вахтовиков и отправится в обратный путь.

А мы через несколько часов будем дома.

Руслан Масловский, Александр Бурцев, Николай Сюваев (ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром»), редакция сайта ОАО «Газпром»

Фотографии большого размера вы можете найти в фотоальбоме.

 

P. S. Небольшая видеозарисовка с места наших съемок:

Установите Adobe Flash Player

 

Другие фоторепортажи