При поддержке «Газпрома» в Русском музее начата реставрация картины Михаила Нестерова «Святая Русь»

21 марта 2019

21 марта 2019 года при поддержке ПАО «Газпром» в Государственном Русском музее начата реставрация знаменитой картины выдающегося художника М. В. Нестерова «Святая Русь».

При поддержке «Газпрома» в Русском музее начата реставрация картины Михаила Нестерова «Святая Русь»

Слева направо: заведующий отделом реставрации Русского музея Солдатенков Евгений Сергеевич, заместитель директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Бабина Ольга Анатольевна, заведующий отделом живописи второй половины XIX — начала XXI вв. Леняшин Владимир Алексеевич, ведущий научный сотрудник фонда живописи второй половины XIX — начала XX вв. Климов Павел Юрьевич на церемонии снятия картины для реставрации

Картина, созданная в 1905 году, по праву считается одним из главных живописных произведений Серебряного века русской культуры и одной из наиболее ярких в творчестве художника. Впервые она была показана широкой публике на персональной выставке Нестерова в 1907 году в Петербурге. Прямо с выставки произведение было приобретено для Музея Императорской Академии художеств. В 1909-м картину отправили на Международную выставку в Мюнхен, где она получила золотую медаль 1-й степени и была воспроизведена во многих зарубежных изданиях. В 1921-м «Святую Русь» передали в Русский музей, и там она заняла достойное место в основной экспозиции. В конце 1920-х годов произведение было убрано в фонды, где находилось до конца 1980-х, а затем стало вновь доступно для посетителей музея.

Полотно, выполненное маслом на холсте (233×375), отправилось в мастерскую на полгода: на данный момент произведение вследствие процессов естественного старения требует проведения комплексной реставрации. Специалисты музея изготовят новый подрамник, устранят дефекты и загрязнения холста, укрепят красочный слой, удалят старые реставрационные записи и тонировки, восстановят живописный слой в местах утраты. Это первая масштабная реставрация произведения с момента поступления в Русский музей в 1921 году.

После проведения реставрационных работ картина вновь займет свое место в постоянной экспозиции Русского музея.