От КПГ к EcoGas

25 сентября 2017

Материал опубликован в № 9 корпоративного журнала «Газпром», беседу вел Александр Фролов

На вопросы журнала отвечает Председатель Правления — генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев

Михаил Владимирович, ваша компания работает над развитием российского рынка газомоторного топлива. Какова значимость этой работы и нужна ли она вообще?

Значимость этой работы очень высокая — в стране фактически нужно создать новую отрасль. Ряд проблем препятствовал развитию рынка газомоторного топлива: полностью устаревшая законодательная база, неразвитая и разрозненная инфраструктура с концентрацией в отдельных регионах, мизерное количество транспорта на метане. Но самое неприятное, с чем мы столкнулись, — это абсолютное отсутствие понимания у потребителей и участников рынка ключевых ценностей природного газа как моторного топлива.

Что мы сделали за три года своей деятельности? Первое — консолидировали газозаправочные активы Группы «Газпром». На данный момент в нашей собственности находятся 162 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), два комплекса сжижения природного газа в Калининграде и Петергофе, а также Московский газоперерабатывающий завод. Второе — оценили существующую инфраструктуру и создали порядка 50 новых газозаправочных объектов с перспективой объединения локальных рынков в единую федеральную сеть АГНКС под брендом «Газпром». Третье — организовали работу по совершенствованию нормативно-правового и нормативно-технического регулирования: отменено государственное регулирование ценообразования на компримированный природный газ (КПГ), снижен класс опасности АГНКС и многое другое.

Но самое главное — мы сформулировали и развиваем новую культуру потребления природного газа в качестве автомобильного топлива. Для этого зарегистрирован товарный знак EcoGas, стилистика которого указывает на его экологические и экономические преимущества.

Какую роль в деятельности компании играет Газпромбанк?

50-процентная доля в уставном капитале ООО «Газпром газомоторное топливо» принадлежит ООО «Статус», которое является 100-процентным дочерним обществом Газпромбанка.

Как изменился рынок газомоторного топлива в России за последние три года?

За последние три года ежегодный рост реализации природного газа составляет 8–11%. В 2016 году через сеть АГНКС «Газпром» продано 480 млн куб. м газа, из них 94 млн куб. м — собственная реализация «Газпром газомоторное топливо».

В 2016 году через сеть АГНКС «Газпром» продано 480 млн куб. м газа, из них 94 млн куб. м — собственная реализация «Газпром газомоторное топливо»

По закону

Как изменилось законодательство, касающееся газомоторной отрасли? Какие изменения еще требуется внести?

За последние три года совместно с федеральными органами власти проведена большая работа по совершенствованию нормативного регулирования и заложены основы для развития рынка. Так, были разработаны механизмы субсидирования производителей техники, работающей на природном газе, Правительством утвержден Комплексный план мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, целевые показатели по развитию рынка газомоторного топлива включены в государственную программу Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» и в подпрограмму «Перевод автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта на использование газомоторного топлива» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Также разработан проект отдельной государственной программы по переводу транспорта на газомоторное топливо, актуализированы требования пожарной и промышленной безопасности, санитарные требования к объектам производства и потребления газомоторного топлива, постановлением Правительства Российской Федерации отменено государственное регулирование цен на КПГ.

Также в этом году Президентом Российской Федерации утверждены изменения в законодательстве о промышленной безопасности опасных производственных объектов, предусматривающие перевод АГНКС из третьего в четвертый класс опасности, что позволит сократить сроки ввода новых объектов и снизить издержки при эксплуатации действующих АГНКС. Также Президентом в марте подписан Федеральный закон №36-ФЗ, позволяющий заключать энергосервисные контракты в отношении сжиженного природного газа (СПГ).

Необходимым и очень важным этапом совершенствования нормативного регулирования газомоторной отрасли является разработка и утверждение национального стандарта, содержащего актуальную, полную и общеобязательную терминологическую базу в области газомоторного топлива и отражающего систему понятий в области газомоторного бизнеса по всему его жизненному циклу. Единый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57433–2017 «Использование природного газа в качестве моторного топлива. Термины и определения» утвержден 31 марта 2017 года и вступил в действие с 1 сентября 2017 года.

В настоящее время продолжается работа по рассмотрению и согласованию проекта «Свод правил „Объекты малотоннажного производства и потребления сжиженного природного газа. Требования пожарной безопасности“.

Важнейшим этапом для газомоторной отрасли является принятие базового программного документа — государственной программы Российской Федерации „Внедрение газомоторной техники с разделением на отдельные программы по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, авиационному транспорту и технике специального назначения“, рассчитанной на период 2018–2022 годы. В настоящее время проводится доработка и согласование проекта данной госпрограммы.

Общая производительность газозаправочной инфраструктуры „Газпром газомоторное топливо“ составляет 2 млрд куб. м природного газа в год

Метановый автопарк

Какими мощностями обладает компания сегодня?

По состоянию на 1 июля общая производительность газозаправочной инфраструктуры „Газпром газомоторное топливо“ составляет 2 млрд куб. м природного газа в год. Однако от этого объема рынком пока востребована лишь четверть. Потенциал — огромный!

Ключевая задача сегодня — концентрация в приоритетных регионах, взаимодействие с потребителями на всех уровнях, создание современного конкурентоспособного сервиса. За три года компания получила многократный рост собственной реализации благодаря внедрению стимулирующих программ и создания комфортных условий для потребителей.

Планируется реконструкция?

Да, разработана программа реконструкции выкупленных объектов Группы „Газпром“ с различными вариантами изменения облика приобретенного объекта — от частичной модернизации до полной реконструкции. Модернизация предполагает замену оборудования на более современное, реконструкция объекта — полную перестройку с заменой оборудования и изменением облика станции под фирменный стиль сети АГНКС „Газпром“. Выбор формата зависит от технического состояния объекта, безопасности эксплуатации и потребности в повышении производительности.

Однако важно участие других игроков — государства, бизнеса и, главное, автопрома. Бизнес видит перспективу, государство стимулирует потребителей, однако сегодня серьезно буксует автопром — темпы роста метанового автопарка, мягко говоря, слабые. Для обеспечения нормального уровня загрузки газозаправочной сети „Газпрома“ объем выпуска газомоторной техники должен составлять не менее 25–30 тыс. единиц в год в течение ближайших пяти лет. Сейчас их выпускается от силы 3–5 тыс. в год. еще порядка 5 тысяч автомобилей переоборудуются для работы на природном газе.

Как сказывается на стоимости и динамике переоборудования введение новых норм Техрегламента Таможенного союза „О безопасности колесных транспортных средств“?

Работа с автопроизводителями, безусловно, ведется, но достаточно медленно. Группа ГАЗ, КАМАЗ — лидеры в сегменте грузового и легкого коммерческого транспорта, АВТОВАЗ анонсировал запуск производства первого серийного легкового автомобиля LADA Vesta CNG, ведется работа по запуску серийных метановых автомобилей Granta и Largus.

В ближайшее время должна быть создана критическая масса автомобилей — не менее полумиллиона единиц без учета выбытия. Сейчас газомоторный автопарк составляет порядка 150 тыс. единиц техники.

Раньше назывались другие данные, гораздо меньше — около 106 тыс. Количество так выросло за последние пару лет?

Раньше назывались оценочные данные. Но в 2016 году МВД России по поручению Минэнерго России провело подсчет количества транспорта с оборудованием для природного газа, поставленного на учет.

Газ для коммерческого сектора

Вы сказали о том, что бизнес видит перспективы перехода на природный газ. Коммерческий сектор распробовал его преимущества?

Интерес бизнеса подтвержден чистым экономическим расчетом. Его интересует снижение топливных затрат. Природный газ обеспечивает их снижение в 2–3 раза. Сейчас активно переходят на EcoGas службы такси. Экологичные таксопарки появились в Тольятти, Томске, Саратове. При таких больших пробегах экономия на топливе не просто перекрывает стоимость переоборудования автомобиля на газ (даже с учетом дополнительных расходов на регистрацию, которые возникли после принятия новых норм Техрегламента) — за 2–3 года окупается стоимость всего автомобиля!

Кроме того, мы поддерживаем бизнес маркетинговыми программами: у нас есть ряд предложений для юридических и физических лиц, благодаря которым переход на природный газ становится проще и комфортнее. Мы предлагаем частично возместить расходы на переоборудование, предлагаем газовое оборудование в аренду или дарим топливные карты — стараемся максимально поддержать тех, кто делает свой выбор в пользу природного газа.

В сотрудничестве с нами переводят на EcoGas корпоративный транспорт крупные федеральные компании. В этом году начинает переоборудование своего транспорта „Почта России“. До 2020 года более 1000 единиц техники будет работать на природном газе. Также мы подписали соглашения о переводе корпоративного транспорта на природный газ с ПАО „КАМАЗ“ и другими.

С учетом собственных запасов природного газа потенциал российского рынка огромен. Да, многое зависит от инфраструктуры, но повторюсь — огромная роль принадлежит автопрому, который должен поверить в рынок и активно продавать транспорт на природном газе. Необходимо работать синхронно: расширять газозаправочную сеть и одновременно увеличивать парк техники на природном газе. Синхронизация — задача номер один.

С технической точки зрения у автопроизводителей ограничений нет. Современный двигатель отлично работает на газе, октановое число которого превышает 105. Энергоэффективность природного газа совершенно очевидна.

Драйвером развития в использовании природного газа в разных сегментах транспорта — автомобильного, железнодорожного, морского, речного и воздушного — станет реализация государственной программы „Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива“. Программа прошла общественное обсуждение и в настоящее время проходит оценку в Минэкономразвития России. На реализацию программы развития рынка газомоторного топлива с учетом средств регионов и компаний планируется выделить 769,6 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 163 млрд рублей, половина из которых пойдет на субсидирование производителей газомоторных транспортных средств.

Как развиваете бренд EcoGas?

По решению Совета директоров компании в 2017 году мы реализуем программу развития бренда EcoGas. В рамках программы мы поддержали крупнейшие международные и отечественные спортивные мероприятия: Кубок Конфедераций — 2017, а также спортивные беговые марафоны в Казани и Санкт-Петербурге — ключевых регионах нашего присутствия.

В рамках транспортного обеспечения Кубка Конфедераций болельщиков перевозили автобусы на природном газе EcoGas. Мы рассказали про EcoGas болельщикам на стадионах в рамках выставочных стендов „Газпрома“ в городах Казань, Сочи, Москва и Санкт-Петербург. Кроме того, команда „Газпром газомоторное топливо“ приняла участие в марафонских забегах на дистанции 10 км в Казани и Санкт-Петербурге.

EcoGas представлен на международном марафоне «Белые Ночи» в Санкт-Петербурге, 9 июля 2017 года
EcoGas представлен на международном марафоне «Белые Ночи» в Санкт-Петербурге, 9 июля 2017 года

EcoGas представлен на международном марафоне «Белые Ночи» в Санкт-Петербурге, 9 июля 2017 года

СПГ

Как обстоят дела с сегментом СПГ?

Наша компания определена центром ответственности от ПАО „Газпром“ по использованию СПГ в качестве моторного топлива. В конце февраля между ПАО „Газпром“ и ГК „Автодор“ подписано соглашение о сотрудничестве в области развития придорожной инфраструктуры, в частности о создании сети многотопливных автозаправочных станций, в том числе заправок КПГ и СПГ. В рамках первого этапа планируется реализация пилотных проектов на трассе М-11 и ЦКАД. Этим проектом мы запускаем работу по созданию международного транспортного коридора Европа — Западный Китай.

Также Советом директоров „Газпром газомоторное топливо“ утвержден план размещения газозаправочной инфраструктуры на федеральной трассе М-10 Москва — Санкт-Петербург. В соответствии с документом до 2020 года планируется строительство восьми криоАЗС „Газпром“. Проект реализуется в рамках соглашения, подписанного с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор).

Совместно с отечественными компаниями ведется работа по использованию СПГ на транспорте. Например, на Свердловской железной дороге РЖД эксплуатируются маневровый локомотив ТЭМ19 и два магистральных газотурбовоза ГТ1h. С июля компания „Газпром газомоторное топливо“ начала заправку локомотивов РЖД на станции Егоршино в Свердловской области, где создан газозаправочный пункт. Совместно с ПАО „КАМАЗ“ и Группой ГАЗ пройдена сертификация и получен ОТТС на СПГ-автомобили „КАМАЗ“ и „УРАЛ“. В настоящее время в дочерних обществах ПАО „Газпром“ проводится их опытно-промышленная эксплуатация. Все эти проекты позволяют развивать компетенции компании на рынке малотоннажного СПГ.

Зарубежье

Как развиваются зарубежные проекты компании?

Ключевые проекты компании реализуются в Социалистической Республике Вьетнам и Китайской Народной Республике, а также прорабатываются проекты в Республике Беларусь, Многонациональном государстве Боливия и ряде других стран. В рамках реализации проекта во Вьетнаме в 2016 году в городе Хошимине открыт офис совместной компании PVGAZPROM NGV. Компания получила статус оператора по развитию рынка газомоторного топлива на всей территории Вьетнама. В настоящее время завершены исследования рынка в рамках обновления ТЭО проекта, также ведется проработка пилотного проекта — строительства малотоннажного КСПГ мощностью до 20 млн куб. м.

В целях реализации проекта строительства комплекса малотоннажного производства СПГ на территории Республики Беларусь подписано соглашение с ОАО „Газпром трансгаз Беларусь“ о создании совместного предприятия. Подготовлено ТЭО проекта, разрабатывается предпроектная документация по строительству КСПГ в городе Кобрин.

Сотрудничество с Китаем ведется в рамках совместной рабочей группы ПАО „Газпром“ и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации в области использования природного газа в качестве моторного топлива на международном транспортном маршруте Европа — Китай. Сторонами определен потенциал рынка, а также возможные места размещения производственно-сбытовой инфраструктуры.

В рамках сотрудничества с Боливией в 2016 году компания провела переговоры с представителями боливийской компании YPFB по вопросу развития производственно-сбытовой инфраструктуры газомоторного топлива в Боливии. Для определения возможности дальнейшей реализации проекта боливийской стороной проводятся испытания газомоторного тягача КАМАЗ-5490 в условиях высокогорной местности.

Расширение

Какие планы у компании?

Мы продолжаем работу по расширению газозаправочной сети. В инвестиционной программе на 2017 год — реализация 25 проектов, в том числе модернизация КСПГ в Калининграде. В целом наша цель — создать газозаправочную сеть из 500 объектов.

В целом наша цель — создать газозаправочную сеть из 500 объектов
Как в стратегии развития компании учитывается развитие газомоторного направления в самом „Газпроме“? Будут ли строиться новые АГНКС около производственных предприятий „Газпрома“ с крупными автопарками?

В 2016 году в ПАО „Газпром“ утверждена программа по созданию заправочной инфраструктуры на промышленных площадках дочерних обществ ПАО „Газпром“ на период 2017–2019 годов, предусматривающая установку 100 блоков компримирования природного газа для нужд собственного транспорта 26 „дочек“. Сегодня „Газпрому“ принадлежит самый крупный парк корпоративной техники на природном газе — 28% от общей доли транспорта, пригодного к переводу на экологичное топливо.

Сегодня „Газпром“ — ключевой инвестор развития рынка газомоторного топлива, газозаправочная сеть компании — самая большая в стране. Потенциал рынка оценили и частные компании, которые рассматривают строительство АГНКС в качестве бизнес–модели. По прогнозам Министерства энергетики РФ, к 2020 году потребление природного газа в качестве моторного топлива вырастет до 1,26 млрд куб. м, а количество транспортных средств — до 370 тыс. единиц. Уверен, что через 2–3 года EcoGas станет общедоступным автомобильным топливом!

Губернатор Курганской области Алексей Кокорин, Председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков и Михаил Лихачев открыли очередную АГНКС в Кургане, 31 августа 2017 года
Губернатор Курганской области Алексей Кокорин, Председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков и Михаил Лихачев открыли очередную АГНКС в Кургане, 31 августа 2017 года

Губернатор Курганской области Алексей Кокорин, Председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков и Михаил Лихачев открыли очередную АГНКС в Кургане, 31 августа 2017 года