О правовых аспектах законодательства в области соглашений о разделе продукции

Вчера в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания на тему: «Правовые проблемы заключения и реализации соглашений о разделе продукции (СРП) при освоении месторождений континентального шельфа». На слушаниях выступил заместитель начальника Департамента перспективного развития, науки и экологии ОАО «Газпром» Инсаф Сайфуллин.

И. Сайфуллин отметил, что СРП рассматривается в «Газпроме» как эффективный дополнительный механизм привлечения инвестиций в крупные проекты. Компания тщательно изучила перспективу использования режима СРП, возможность гарантированного обеспечения интересов инвестора по возврату вложений, а также риски от возможных низких цен на добываемое сырье. «Мы убедились, что разрабатываемые c участием ОАО „Газпром“ проекты освоения месторождений углеводородов на арктическом шельфе действительно выгоднее реализовывать на условиях соглашений о разделе продукции», — подчеркнул И. Сайфуллин.

Вместе с тем, по мнению докладчика, в законодательстве в сфере СРП существует ряд проблем. Во-первых, отсутствует так называемое «сопутствующее законодательство», регулирующее все аспекты подготовки СРП. Еще в 2000 году Правительство РФ одобрило «План-график подготовки законодательных и нормативных актов по вопросам соглашений о разделе продукции», предусматривающий введение в действие шестнадцати актов. Однако до сих пор «План-график» практически не выполнен.

К примеру, в соответствии со статьей 6 закона «О СРП», соглашения, связанные с использованием участков недр на континентальном шельфе, подлежат утверждению отдельными федеральными законами. «Однако процедура такого утверждения и содержание соответствующего закона не разработаны. В связи с этим мы хотели бы, чтобы такая процедура была утверждена как можно скорее», — заметил И. Сайфуллин.

Вторая важная проблема заключается в нестабильности законодательства по соглашениям о разделе продукции. Так, принятый 30 декабря 1995 года закон «О СРП» к настоящему времени претерпел ряд существенных изменений. Несмотря на то, что ряд дополнений положительно повлияли на содержание закона, его постоянное изменение вызывает настороженное отношение иностранных инвесторов. Кроме того, многие поправки, по мнению докладчика, затрудняют работу в сфере СРП.

Например, в 2001 году было принято дополнение, предусматривающее возможность применения механизма «прямого раздела продукции». Этот механизм освобождает инвестора от уплаты федеральных и региональных налогов и сборов, за исключением единого социального налога, и заменяет их прямым разделом продукции между государством и инвестором. По мнению экспертов, юристов и специалистов по налогообложению, при такой схеме зарубежные партнеры столкнутся с проблемой двойного налогообложения. Иностранным инвесторам будет трудно доказать налоговым органам факт уплаты налога в России, поэтому они обоснованно опасаются, что им придется платить налоги повторно.

В заключение Инсаф Сайфуллин отметил отсутствие четкой, простой и понятной системы государственного управления СРП. Курирование этой сферы переходит от одного федерального ведомства другому, а декларированный Правительством РФ принцип «одного окна», при котором все согласования проходят через одно ведомство, на практике не работает.

Управление информации ОАО «Газпром»

Последние новости по теме