Под флагом Сент-Винсента и Гренадины
20 апреля 2010
Газпром приступил к строительству морской части газопровода «Джубга — Лазаревское — Сочи»
Туапсе — симпатичный городок на берегу Черного моря. В апреле он уже утопает в зелени тополей и цветущих вишнях. Между тем, это один из крупных портов, откуда осуществляется экспорт российских энергоресурсов. Но как ни парадоксально, в самом Туапсе газовая инфраструктура совершенно неразвита — уровень газификации составляет лишь 2%. Это самый низкий показатель во всем Краснодарском крае.
Туапсе не может похвастаться снежными зимами, однако даже здесь бывает достаточно холодно. Так, прошедшей зимой в регионе на несколько дней пришлось ограничить в газе крупных промышленных потребителей, чтобы обеспечить топливом население. Но многие местные жители, похоже, считают газ несбыточной мечтой — далеко не все в городе знают, что «Газпром» с осени прошлого года ведет в регионе строительство газопровода «Джубга — Лазаревское — Сочи», который уже через пару лет позволит кардинально изменить ситуацию.
Плавучая планета
Однако трубоукладочное судно C-Master, которое в первых числах апреля приступило к укладке морской части газопровода, находится относительно недалеко от берега — ночью его огни даже можно разглядеть с набережной в Туапсе. Оно прибыло в Черное море из далекого Персидского залива, где в течение последних нескольких лет также производило укладку газопроводов. Сейчас судно движется вдоль побережья Краснодарского края на расстоянии примерно в 4,5 км от берега. Как рассказал Олег Сергеев, генеральный директор ООО «Питер Газ» (заказчик строительства газопровода), проектное решение выбиралось именно с тем, чтобы уйти подальше от береговой линии. Это позволит существенным образом снизить воздействие на экосистему Черноморского побережья.
Доставку на трубоукладчик производит вспомогательное судно для перевозки пассажиров и материалов — Phoenix, принадлежащее румынской компании GSP. Весь процесс здесь очень строго организован, ведь заходя на борт судна, попадаешь в другое государство.
Все суда, как правило, ходят под несколькими «удобными» флагами — это флаги офшорных государств, в которых действует наиболее благоприятный налоговый режим. Phoenix ходит под флагом Мальты. Таким образом, примерно час, который занимает доставка до трубоукладчика по Черному морю, по сути, проводишь на территории средиземноморского государства.
Phoenix делает большой круг, чтобы не задеть нитку укладываемого на дно моря газопровода, и пришвартовывается в непосредственной близости от C-Master. Вблизи трубоукладчик напоминает огромный белый айсберг — почти 150 метров в длину и высотой с небоскреб. Переброска на судно по технике безопасности производится только воздушным путем, при помощи крана, который переносит с одного борта на другое специальную сетку или «клеть», как ее здесь называют — таким образом, с полминуты удается попарить в воздухе.
C-Master — настоящее мультинациональное судно. Оно ходит под флагом Сент-Винсента и Гренадины — небольшого государства в Карибском море. Оператором судна также выступает румынская GSP. На палубе нас встречают улыбающиеся малазийцы и тайцы, но работают на судне и европейцы — из Франции, Голландии, Дании и других стран.
Как рассказал суперинтендант C-Master британец Дэвид Оуэн, всего на судне сейчас 257 человек. «У нас здесь небольшая коммуна, люди разных религий и разных этнических групп. Но живем мы очень дружно. Если бы весь мир жил так дружно, как мы здесь, на нашей планете было бы все хорошо», — отмечает он.
При входе на борт — обязательные каски, оранжевый жилет, специальная обувь и защитные очки, а для прохода внутрь судна введены особые правила — необходимо, как в больнице, надевать синие одноразовые бахилы.
На борту все полностью оборудовано для комфортного круглосуточного проживания — вахта на судне длится в течение 6 недель. Тут комната отдыха с большим плазменным экраном, большая столовая (готовят в основном филиппинцы, хотя пища вполне европейская) и даже интернет-кафе.
Трубы для газопровода складированы на палубе — они лежат ровными рядами, занимая несколько десятков квадратных метров. По рассказам Олега Сергеева, их здесь почти 340 штук, каждая диаметром 530 мм и длиной 12 метров. Все трубы российского производства — они выпущены на «Выксунском металлургическом заводе», а обетонированы на «Московском трубозаготовительном комбинате». Доставку труб на судно производят 8 специальных барж из базы в Темрюке.
Процесс сшивки газопровода состоит из нескольких этапов. Трубы подаются на специальный конвейер, производится их очистка, затем непосредственно сварка. После проверки стыка на наличие дефектов, он обрабатывается специальным образом для защиты от протеканий и механических повреждений. Затем при помощи стингера производится укладка трубы на дно моря. Весь процесс занимает около 8 минут. Таким образом, каждые 8 минут газопровод удлиняется на 12 метров, а судно продвигается вперед на это же расстояние. Однако движения судна практически не заметно. На море штиль, но даже в более неспокойную погоду его устойчивость обеспечивается специальной системой позиционирования. При этом, по рассказам главы «Питер Газа», конструкция судна позволяет ему выдерживать шторм до 5 баллов.
На каждом этапе строительства задействовано по нескольку человек. Условия работы здесь не самые комфортные — на конвейере сильный шум и жар от сварки. Но экипаж к подобным условиям привык — каждый из рабочих уже не первый год работает на укладке трубопроводов в различных частях света. Однако один из сварщиков, голландец, делится проблемой — очень мешает спать сирена, ее вой каждые 8 минут предупреждает о том, что следующая труба поступила на конвейер, а его каюта находится прямо под ним. Но в остальном на работу не жалуются. Смена здесь длится 12 часов, после чего 36 часов рабочие отдыхают. Размер своей зарплаты они не раскрывают, но один из них, улыбаясь, отвечает: «Если бы нас что-то не устраивало, мы бы здесь не работали».
Энергетическая артерия Олимпиады
Общая длина газопровода составляет 177 км, а протяженность морской части — 159,5 км. С начала апреля C-Master уложил уже более 30 км газопровода — примерно пятую часть морского участка. Средняя скорость укладки составляет 2,5 км в сутки.
Строительство морской части должно быть завершено к концу июня — началу июля, когда в Кудепсте вблизи Сочи будет произведен последний захлест, или как говорят специалисты, сварен «золотой стык» газопровода. Олег Сергеев уверен, что к этому сроку подрядчики успеют — пока строительство идет строго по графику.
Уже к концу апреля к C-Master присоединится еще один трубоукладчик — GSP Bigfoot 1. Именно он недалеко от берега, на мелководье, и начнет производить захлесты. Всего «Джубга — Лазаревское — Сочи» будет иметь 5 выходов на берег — в Джубге, в поселке Новомихайловский, в Кудепсте вблизи города Сочи и два выхода в Туапсе, наименее газифицированном районе побережья.
Газопровод «Джубга — Лазаревское — Сочи» называют энергетической артерией Олимпиады. Проект включен в утвержденную Правительством РФ программу строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта.
Газопровод позволит обеспечить надежное энергоснабжение столицы зимних Олимпийских игр и подачу газа на олимпийские объекты. Важнейшим источником тепла и электричества для объектов Олимпийских игр станет Адлерская ТЭС. Ее строительство началось около полугода назад и должно быть закончено в 2012 году. Основным топливом для станции как раз и должен стать природный газ, поступающий по строящемуся газопроводу.
Ведется также строительство горно-туристического центра в Красной Поляне. Примерно месяц назад началась заливка фундамента совмещенного лыжно-биатлонного комплекса. Все работы в регионе, инвестором которых выступает «Газпром», выполняются в соответствии с графиком.
По расчетам концерна, в ближайшие несколько лет все крупные населенные пункты в Краснодарском крае должны быть газифицированы. Однако газификация региона зависит не только от «Газпрома» — как известно, за строительство сетей низкого давления отвечают муниципальные власти, и окончательные сроки того, когда в каждый дом Туапсе сможет прийти голубое топливо, будут зависеть от выполнения ими своих обязательств по подготовке потребителей к приему газа.