Nord Stream выходит на берег
29 июля 2010
Выборг или Viipuri, как его называют по-фински — русский город с совсем не русской историей. Еще менее 100 лет назад здесь была территория Финляндии. Финнов и сейчас в городе очень много — особенно по выходным. А сам Выборг, опоясанный Финским заливом, внешне больше напоминает старые европейские городки — те же маленькие двухэтажные домики с резными балконами и узкие мощеные улочки, уходящие далеко в перспективу.
По некоторым данным, поселение на месте будущего города было основано новгородскими князьями. Однако с XIII по XVIII века город принадлежал могущественному Шведскому королевству. За этот период Россия не раз пыталась взять город. Это неудивительно, ведь в начале XV века Выборг стал крупным торговым центром, который посещали купцы из Германской империи. А Россия уже тогда хотела избежать зависимости от транзитных государств, пытаясь наладить прямое торговое сообщение с Германией.
Сегодня, спустя несколько веков, именно обеспечение надежного газоснабжения европейских потребителей, позволяющего избегать транзитных рисков, является одной из основных задач строительства газопровода Nord Stream, который должен связать Россию и Германию.
На площадке
Сейчас в Выборге открыт офис компании Nord Stream, а начальной точкой газопровода станет бухта Портовая примерно в 60 км от города.
В апреле этого года Nord Stream начал строительство морской части газопровода. Сейчас на дно Балтийского моря уложено уже около 220 км трубы, еще 15 км проложено у берега Германии. Это пока лишь десятая часть пути, который необходимо пройти до конца 2012 года, когда вторая из двух ниток газопровода (протяженность каждой — примерно 1224 км) должна быть введена в эксплуатацию. Впрочем, в компании-операторе уверяют, что проект реализуется строго по графику.
Один из важнейших этапов строительства — shore-pull или протаскивание нитки газопровода на берег — начался в конце июля на площадке у бухты Портовая.
До этого из коридора строительства было удалено более 300 валунов. Некоторые из них сейчас лежат вдоль дорог на территории строительной площадки, выступая естественным ограждением. Самая большая находка — булыжник весом 115 тонн. Специальными экскаваторами разработаны траншеи для укладки ниток трубопровода.
В бухте сейчас ведется также строительство наземных сооружений для будущего газопровода. Еще несколько месяцев назад здесь был непроходимый сосновый лес — обустройство берегового участка началось весной этого года. Строительная площадка сейчас полностью подготовлена — сведён лес, завезены строительные материалы и оборудование. Здесь ведутся работы по строительству массивных фундаментов — анкерных блоков, предназначенных для компенсации усилия в 22 тыс. тонн, возникающего на подводном участке трубопровода в результате изменения температурного режима его работы.
Протаскивание нитки газопровода ведется с судна Castoro 6, которое, завершив часть работ по укладке морской части в финских и шведских водах, встало на якоря примерно в километре от российской береговой линии. На этом расстоянии уже можно оценить его внушительные размеры. На судне ведется сварка двухтрубных секций из 12-метровых труб. Затем они привариваются к плети трубопровода, которая медленно протаскивается на берег при помощи мощной лебедки и стального троса, диаметр которого составляет 121 мм. В среду на берег уже вышла первая нитка газопровода. Вторая появится на берегу через неделю. Все работы по протаскиванию должны быть завершены до 8 августа. Если в море вторая нитка газопровода будет укладываться после завершения строительства первой, то в береговой зоне и на суше строятся сразу обе нитки — это позволит минимизировать влияние на окружающую среду.
Первые и последние
По словам технического директора Nord Stream Сергея Сердюкова, который посетил площадку вместе с журналистами, экипаж судна и операторы лебедки общаются друг с другом на морском языке — поднятый флаг на Castoro 6 является сигналом для начала работы лебедки. «Это практика была введена еще в XIV веке на русских оборонительных рубежах», — говорит он.
Модное нынче понятие «инновации» С. Сердюков не очень жалует — больше доверяет слову «надежность». Он говорит, что вопреки ожиданиям многих, на проекте используются в большинстве своем уже не раз апробированные технологии. «У нас не было права использовать инновации, ни малейшего права. Потому что надежность трубопровода в соответствии с нормативами, которые определяются международными стандартами, должна быть выше, чем 10 в минус пятой степени — а это меньше одного отказа раз в 10 тысяч лет. И если бы мы пустились в непроверенные новшества, можно было бы выйти из этой величины», — говорит он.
Впрочем, это не помешало подготовить проект, который можно назвать «самым-самым» по многим параметрам. Ближайший аналог Nord Stream по диаметру — газопровод Dolphin в Персидском заливе, а по длине — газопровод Langeled, проложенный между Норвегией и Англией. В целом же, газопровод, работающий без промежуточных компрессорных станций, длиной более 1200 км, диаметром 1153 мм, способный выдерживать давление до 220 бар, можно считать явлением беспрецедентным. «Нас вполне можно занести в книгу рекордов Гиннеса, а можно и не заносить. Повторения этому проекту все равно не будет — просто не осталось на земле таких акваторий, где можно было бы проложить газопровод такой длины», — рассуждает С. Сердюков.
После запуска обеих ниток Nord Stream станет самой мощной морской трубопроводной системой в мире. В компании-операторе подсчитали, что 55 млрд кубометров газа, которые смогут ежегодно транспортироваться по газопроводу, эквивалентны 280 дополнительным танкерам нефти и 600–700 танкерам, перевозящим сжиженный природный газ. В пересчете на электроэнергию это 50 угольных электростанций, 39 ядерных станций, более 10 тыс. кв км установок для ветряных турбин и 320 тыс. кв км кукурузных полей для производства биотоплива — это площадь, более чем в 8 раз превосходящая территорию Нидерландов.
И, конечно же, лебедка, которая в настоящее время протаскивает газопровод на российский берег — самая мощная в мире, добавляет С. Сердюков. Ее максимальное тяговое усилие — 600 тонн.
Взгляд в будущее
Завершив shore-pull, судно Castoro 6 проложит по 6 км каждой из ниток газопровода в прибрежной части, после чего покинет российские воды и продолжит укладку Nord Stream в финских водах. На смену Castoro 6 в конце августа в Финский залив прибудет крупнейший в мире трубоукладчик Solitaire, который поднимет первую нитку и продолжит укладку. Вторая нитка будет проложена до весны 2012 года.
После завершения протаскивания труб на берег подрядчики обещают вернуть местность в первоначальное состояние — до уровня морского дна будут засыпаны траншеи, разработанные специально для укладки труб. Это позволит защитить газопровод, в первую очередь, от ледовой экзарации — то есть возможных повреждений во время движения льда, разъясняет научные термины С. Сердюков.
В Германии газопровод уже вышел на берег — там shore-pull завершился 16 июля.
В конце этого года в бухте Портовая планируется завершить строительство всех береговых объектов. А весной будущего года первая нитка Nord Stream уже будет готова к гидроиспытаниям. Каждый из трех участков морского газопровода будет заполнен водой под требуемым давлением. Это испытание докажет целостность и прочность сваренных стыков и труб. Уже после гидроиспытаний все три участка будут сварены в единое целое. После удаления воды и до подачи газа газопровод будет заполнен азотом.
По графику, в конце сентября 2011 года первая нитка Nord Stream должна быть запущена в эксплуатацию. У С. Сердюкова нет сомнений в том, что все произойдет точно в срок. «30 сентября в 14.00 в Германии будем зажигать факел. Приезжайте!» — говорит он. А еще через год, примерно в это же время, планируется запустить и вторую нитку газопровода.
Отвечая на вопросы журналистов о том, сколько лет может эксплуатироваться Nord Stream, С. Сердюков говорит: «В советские годы были приняты нормативы, определяющие срок жизни газопровода, в 33 года. Потом стало понятно, что и после этого срока он может находиться в очень хорошем состоянии. Поэтому разработали нормативы, по котором срок жизни газопровода можно продлить до 50 лет». Однако технический директор уверен, что Nord Stream может эксплуатироваться и вдвое дольше этого срока. «В проекте у нас записано, что за 10 лет до окончания 50-летнего периода акционеры проекта будут контактировать с государством с целью определения дальнейшей судьбы трубопровода», — говорит он.
Следить за состоянием газопровода оператор проекта начнет сразу после его укладки. Для этого будет разработан специальный диагностический поршень, который сможет проделывать внутри трубы путешествие от России до Германии. Начиненный электроникой, с терабайтами памяти, он будет ползти вдоль всей трассы газопровода со скоростью примерно 7 км в час, то есть почти пешком. Вся полученная информация затем будет расшифровываться специалистами. Подобные проверки будут проводиться регулярно — раз в несколько лет.
Nord Stream с самого начала работ по проекту руководствуется самыми жесткими требованиями безопасности. С. Сердюков объясняет это тем, что Балтийское море — это море 9 государств, которое имеет уникальную экологическую систему. «Это как коммунальная квартира с общей кухней. Поэтому и правила игры здесь должны быть общие для всех», — отмечает он.