«Приразломная» добралась до Мурманска

18 января 2011

«Газпром» завершил сложнейшую операцию по транспортировке ледостойкой платформы.

«Газпром» в конце ноября 2010 года завершил сложнейшую операцию по транспортировке морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная» из Северодвинска в Мурманск.

Перед специалистами стояла непростая задача — из акватории ОАО «ПО „Севмаш“», где были изготовлены основные элементы платформы: кессон, верхнее строение и жилой модуль, ее нужно было доставить на территорию 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Необходимость транспортировки платформы была связана с тем, что балластировку платформы нужно проводить в глубоководном незамерзающем Кольском заливе. Здесь платформа примет 130 тыс. тонн балласта, после чего ее осадка увеличится с 7,7 до 15,7 м. Глубины акватории порта, выводного и морского канала в Северодвинске для этого просто бы не хватило.

Неблизкий путь

Из Северодвинска до Мурманска платформе предстояло пройти по морю около 450 миль или более 800 км. В операции по транспортировке этого многотонного сооружения принимали участие 6 мощных буксиров под российским флагом: транспортно-буксирное судно (ТБС) «EEMS», многофункциональное ледокольное судно «Владислав Стрижов», ТБС «Пасвик», ТБС «Нефтегаз 57», ТБС «Нефтегаз 61» и ТБС «Капитан Мартышкин». Буксировка такого крупного объекта, габаритная длина и ширина которого составляет около 140 метров, а масса (без бетонного балласта) — около 120 тыс. тонн, в России осуществлялась впервые.

Специалистам нужно было успеть доставить платформу до установления льда, поэтому времени было в обрез — интенсивное ледообразование в акватории порта Северодвинска начинается уже в середине ноября. Транспортировку было решено не переносить на весну, так как бетонирование платформы в Мурманске займет 1,5–2 месяца, примерно столько же времени потребуется на обсыпку бермы щебнем и каменной наброской для предотвращения размыва грунта уже после установки на точку бурения. По расчетам специалистов, за один навигационный сезон, до начала штормов и появления льда, осуществить весь объем морских операций, было бы невозможно.

Операция по буксировке платформы «Приразломная» началась 18 ноября 2010 года. Для швартовых операций и буксировки были задействованы 4 морских и 4 портовых буксира в порту Северодвинска. По выходу из канала к 4 морским буксирам присоединились еще два. Проект буксировки был разработан ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова», а подготовку «Приразломной» к морским операциям провели специалисты ООО «Газпром нефть шельф» совместно с ОАО «ПО „Севмаш“». Специалисты ООО «Газпром нефть шельф», а также ООО «Газпром добыча шельф» приняли участие и в самой транспортировке этого объекта.

До начала работ потребовалось получение разрешений на проведение морских операций от Российского морского регистра судоходства, администраций портов Архангельска и Мурманска, страховых компаний и Северного флота. Проведены были также работы по обследованию и подготовке акватории 35-го судоремонтного завода в месте будущей установки платформы.

Без сложностей не обошлось

Перед началом всех подобных операций — особенно в таких климатически неустойчивых регионах, как Белое и Баренцево моря — необходимо иметь долгосрочный благоприятный прогноз погоды — на 5–10 суток. Для получения максимально точного прогноза сводки получают не менее чем от трех независимых гидрометеорологических центров. Согласно полученным прогнозам, условия были подходящими для начала операции. Однако прогноз есть прогноз, а фактическая погода — фактическая погода.

На третьи сутки операции — 21 ноября, когда платформа находилась на выходе из горла Белого моря, погода резко ухудшилась. Ветер усилился до 15–17 метров в секунду, его порывы достигали 25 метров в секунду, и, предположительно, могли усилиться до 35 метров в секунду. Руководителем буксировки было принято решение об укрытии судов от шторма. Платформа и сопровождавшие ее суда легли на обратный курс. Платформу укрыли от ветра у берега Кольского полуострова в районе Кандалакши, и уже на следующие сутки, после ослабления ветра и получения благоприятных прогнозов погоды, участники операции вновь взяли курс на Мурманск.

Через пару дней произошла еще одна неприятность — у буксировочного судна ТБС «Нефтегаз 57» отказал двигатель, и ему пришлось выйти из состава буксировочного ордера. Однако помощи не потребовалось — 5 оставшихся буксиров, перераспределив тяговые усилия, с успехом продолжили транспортировку «Приразломной».

Через 9 суток после начала операции — 27 ноября — платформа прибыла в г. Мурманск, а 29 ноября была установлена на 10 якорных линий в районе 35-го судоремонтного завода.

Самое ответственное впереди

Зимой предстоит достроить платформу и ранней весной 2011 года начать балластировку бетоном. В конце июня-начале июля, после того как в районе месторождения сойдет лед, начнется не менее сложная операция по буксировке платформы из Мурманска до Приразломного месторождения, расположенного на шельфе Печорского моря. До прибытия на точку бурения ей предстоит проделать еще более длинный путь — примерно в 550 миль или почти 1 000 км. При этом транспортировать платформу будут уже с увеличенной осадкой. 

После установки платформы на точку — глубина моря в районе месторождения составляет около 19 метров — вокруг нее будет устроена защитная берма. Одновременно с этим процессом начнется подготовка к бурению. Начать добычу нефти на Приразломном месторождении предполагается в IV квартале 2011 года. МЛСП «Приразломная» позволит круглый год выполнять все необходимые технологические операции: вести бурение скважин, добычу, хранение, осуществлять отгрузку нефти на танкеры, вырабатывать тепловую и электрическую энергию.

Редакция сайта ОАО «Газпром»