Суровые правила Арктики

13 марта 2020

В навигационном сезоне 2019 года «Газпром» построил в Карском море две скважины — разведочную № 4 на Ленинградском газоконденсатном месторождении и поисково-оценочную № 1 на Скуратовском лицензионном участке.

Безопасности работ в море, на шельфе компания уделяет самое пристальное внимание. В том числе регулярно проводит комплексные учения по реагированию на чрезвычайные ситуации. В ходе таких мероприятий отрабатываются совместные действия различных служб и подразделений, например, по ликвидации пожара или разлива нефтепродуктов.

Учения проводятся ежегодно, спектр и сложность выполняемых операций растет, увеличивается численность привлекаемых к работам специалистов и технических средств. Так, в мероприятиях, организованных в прошлом году в Карском море, приняли участие более 600 человек, 15 судов и вертолет экстренной медицинской эвакуации.

Подробнее об этом — в нашем фоторепортаже.

Арктика — это уникальная часть нашей планеты, с нетронутой, первозданной природой, защита и сохранение которой — сверхважная задача для нашей компании. Именно поэтому ко всем проводимым здесь работам мы относимся с особым вниманием и осторожностью.

Помимо невероятной красоты и уникальной природы, Арктика также известна своими суровыми климатическими условиями. У специалистов «Газпрома», работающих на шельфе Карского моря, есть всего около 100 дней в году, чтобы успеть построить морские разведочные скважины в так называемый межледовый период, который обычно длится с июля до середины октября.

Но даже летом и в начале осени погода здесь проверяет человека на прочность: плотные туманы, сужающие видимость до нескольких метров, штормы высотой с двухэтажный дом, ледяной ветер с порывами до 40 м/с (144 км/ч). Таковы суровые правила Арктики.

К капризам погоды добавляется расстояние — еще одна сложность на пути к освоению недр региона. Места проведения геологоразведочных работ зачастую удалены от береговых баз снабжения и портов на расстояние до 250 км.

Здесь заканчивается территория человека и начинается дикая природа, со своими законами и особенностями. Чтобы не нарушить хрупкую экосистему Арктического региона мы строжайше соблюдаем правила промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Каждый, кто работает здесь — всегда готов к любым ситуациям.

Например, к встрече с белыми медведями, которые достаточно любопытны и практически не боятся людей и техники, а потому часто подходят вплотную к местам проведения работ. Подобные знакомства с хищниками таят в себе опасность. О том, как себя вести в этих ситуациях, учат в ходе специального инструктажа.

В отличие от медведей, моржи не проявляют активности и интереса к геологоразведчикам, а наоборот достаточно пугливы. Чтобы их не потревожить, специалисты стараются обходить места скопления этих животных.

Как и в прошлые годы, учения 2019 года были направлены на проверку готовности специалистов и техники к оперативным действиям во время нештатных ситуаций.

Первой «нештатной ситуацией» в ходе учений стал «пожар» на буровой платформе.

Для борьбы с условным очагом возгорания были задействованы многофункциональные аварийно-спасательные суда (МФАСС).

Они оснащены пожарными лафетными стволами, которыми при необходимости управляют дистанционно из рубки.

Система пожаротушения использует забортную воду, а создаваемое давление позволяет бороться с огнем на расстоянии 100 метров. Кроме того, суда такого класса имеют систему самоомовения мелкодисперсной водой, что позволяет подходить к очагу на максимально близкое расстояние, исключая опасный нагрев корпуса.

После успешной ликвидации «пожара» специалисты приступили к отработке навыков по локализации и дальнейшей ликвидации условного разлива нефтепродуктов. Для этого была спущена на воду боновая система — специальные заграждения. Развертывание системы прошло за 1,5 часа силами 7 человек палубной команды и катера бонопостановщика, что позволило оперативно приступить к устранению последствий «загрязнения».

В каждую секцию бона, перед тем как выпустить в море, закачали воздух. В результате получилось монолитное заграждение длиной 250 метров, которое ограничило «растекание нефтепродуктов». В учениях их роль выполнял специальный сорбент. Он состоит из органических опилок и рисовой шелухи, и совершенно безопасен для местной флоры и фауны.

Затем с помощью специального устройства — скиммера (нефтесборщика) — был произведен сбор условных нефтепродуктов с поверхности воды. Благодаря системе щеточных конвейеров скиммер забирает водно-нефтяную смесь и сепарирует ее, после чего собранные нефтепродукты сливаются в специальные емкости для дальнейшей утилизации на берегу.

Так выглядит со стороны маневр двух судов для постановки боновой системы.

Так как работа специалистов происходит в условиях открытой воды, следующая отрабатываемая на учениях внештатная ситуация — «человек за бортом». Его роль выполнял манекен. Главное в таких спасательных операциях — оперативность. Счет идет на минуты, поскольку температура воды в Карском море в летние месяцы колеблется от 0 до +7 градусов Цельсия. Находиться в такой воде человек может не более 15 минут.

«Пострадавшего» забрали с поверхности воды и оказали первую помощь. На всех МФАСС постоянно дежурят врачи, суда оборудованы лазаретами и медицинской техникой, позволяющей, в том числе, провести реанимационные мероприятия.

По сценарию учений после оказания помощи на борту судна «пострадавшего» необходимо было перевезти в медицинское учреждение на берег.

Для его оперативной транспортировки на палубу судна прибыл вертолет Ми-8 МТВ экстренной медицинской эвакуации, оборудованный системами жизнеобеспечения. В сопровождении медиков «пострадавший» был доставлен в госпиталь для дальнейшего наблюдения и реабилитации.

Помимо возможных нештатных ситуаций с людьми и техникой, Арктика кроет в себе еще одну опасность — айсберги и льдины. Встречающиеся в акватории Карского моря дрейфующие глыбы могут при столкновении нанести серьезный урон буровым платформам и судам.

Чтобы избежать таких ситуаций, компания внимательно изучает ледовые объекты и совершенствует операции с ними.

Лед айсберга состоит из замерзшей пресной воды, плотность которой примерно на 10% ниже плотности морской, что позволяет ему уверенно держаться на поверхности моря.

При этом порядка 90% айсберга находится под водой, именно поэтому важно контролировать и прогнозировать перемещение таких ледовых объектов при проведении геологоразведки в Арктике.

Перед стартом работ проводится обязательная ледовая разведка с помощью ледоколов.

Для наблюдения за географическим положением и строением больших льдин площадью в несколько квадратных километров специалисты компании высаживаются на ледовые поля, где устанавливают до 3-х радиобуев по краям и один в центре.

После таяния и разрушения льда буи попадают в воду. Их собирают с поверхности аварийно-спасательные суда и ледоколы.

Если с высадкой на льдину особых проблем не возникает, то с айсбергами все сложнее. На помощь в их укрощении приходят беспилотные летательные аппараты, которые также устанавливают радиобуи для получения необходимых данных.

Кроме того, за айсбергами наблюдают и из космоса. Спутники ведут радиолокационную, мультиспектральную и оптическую съемку морских участков для выявления и отслеживания потенциально опасных ледовых объектов.

Информация передается в аналитический ледовый центр Морспасслужбы, где ее анализируют и выдают прогнозы дрейфа и разрушения ледовых объектов. Ежедневно отчеты о спутниковом мониторинге передаются на все суда, находящиеся в районе работ.

Единственный способ избежать неприятных последствий от встречи с дрейфующей глыбой льда — подвинуть айсберг на безопасное расстояние. Так, во время учений 2019 года специалисты ООО «Газпром геологоразведка» (с января 2020 года — ООО «Газпром недра») впервые в России осуществили буксировку айсберга стальными тросами. Водоизмещение айсберга составило 1,5 млн тонн. Ранее для таких операций использовались полипропиленовые тросы, и в 2018 году даже был поставлен отраслевой рекорд — «Газпром геологоразведка» отбуксировала айсберг объемом 2 млн тонн. Вместе с тем, использование стальных тросов позволяет увеличить скорость буксировки и в перспективе «захватывать» айсберги большей массы.

Подобная операция происходит следующим образом: суда подходят друг к другу, металлический трос крепится к кормовым частям судов, затем они огибают айсберг с двух сторон, охватывая его тросом, и начинают движение параллельным курсом.

Ледовые объекты буксируются на 2 мили (около 4 км) в безопасный район для изменения траектории дрейфа.

По итогам учений все поставленные цели были достигнуты. Подтверждена готовность и достаточность сил и средств. Строжайшее соблюдение суровых правил Арктики, обеспечение промышленной безопасности, охрана окружающей среды и регулярная отработка навыков по реагированию на чрезвычайные ситуации являются гарантом сохранения первозданной природы Арктики для наших потомков.

Ирина Емельянова, Александр Науменко (ООО «Газпром недра»), редакция сайта ПАО «Газпром»

Фотографии большого размера вы можете найти в фотоальбоме.