Газотранспортная система (ГТС) «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» является первой на Востоке России межрегиональной газотранспортной системой. Она предназначена для доставки газа, добываемого на шельфе Сахалина, потребителям Хабаровского и Приморского краев. ГТС создала условия для их масштабной газификации и поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
«„Газпром“ — путь на Восток», 30 минут
Цифры и факты
Протяженность трассы — более 1800 км.
Основной диаметр труб — 1220 мм.
Рабочее давление — 100 атмосфер (9,8 МПа).
Проектная производительность первого пускового комплекса — 5,5 млрд куб. м газа в год.
Трасса газопровода проходит по территории трех субъектов РФ: Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев.
Развитие
Масштабный проект реализован в рекордно короткие сроки. В 2008 году «Газпром» приступил к проектированию газотранспортной системы. Строительство началось в июле 2009 года. В сентябре 2011 года первый пусковой комплекс ГТС был введен в эксплуатацию, и природный газ впервые поступил во Владивосток.
Основные объекты пускового комплекса: головная компрессорная станция «Сахалин» (32 МВт), линейная часть газопровода от Сахалина до Комсомольска-на-Амуре и от Хабаровска до Владивостока протяженностью около 1350 км, газораспределительная станция рядом с Владивостоком. В состав ГТС включен газопровод «Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск» (диаметр 700 мм, протяженность 472 км).
В перспективе, по мере роста потребления, производительность ГТС может быть увеличена за счет расширения линейной части на участке от Комсомольска-на-Амуре до Хабаровска и строительства дополнительных компрессорных станций.
Технологии
Трасса ГТС проходит по районам со сложными сейсмотектоническими условиями и, помимо пролива Невельского, пересекает более 400 водных преград, относящихся к бассейнам рек Амур и Уссури. Для обеспечения высокого уровня надежности и безопасности используются самые современные технологии и оборудование.
Для обеспечения высокого уровня надежности и безопасности на ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» используются самые современные технологии и оборудование. В частности, внедрена система телемеханики, дающая возможность дистанционно управлять объектами линейной части. Удаленные объекты газопровода оснащены автономными установками бесперебойного питания. Кроме того, в режиме опытно-промышленной эксплуатации используется волоконно-оптическая система геотехнического мониторинга, позволяющая отслеживать состояние газопровода на сейсмически активных территориях.
Для строительства газопровода «Газпром» использовал трубы российских производителей с гладкостным покрытием — на внутреннюю поверхность трубы нанесен специальный полимер, который снижает трение газа и, соответственно, обеспечивает меньшее падение давления и повышает экономическую эффективность транспортировки. На головной компрессорной станции установлены современные газоперекачивающие агрегаты с центробежными нагнетателями на магнитном подвесе роторов, не требующих смазки.
В рамках проекта строительства ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» также был сооружен межпоселковый газопровод от газораспределительной станции г. Владивостока до о. Русский с отводом на ТЭЦ-2 г. Владивостока. Наиболее сложный участок данного газопровода — двухниточный переход под проливом Босфор-Восточный — был выполнен методом наклонно-направленного бурения. Данный переход, учитывая исключительно тяжелые геологические условия (скальные породы), большую протяженность (по 2,8 км для каждой нитки) и значительный диаметр горной выработки (762 мм), на момент строительства не имел аналогов в России.
Экология
ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» создала условия для масштабной газификации и ускорения социально экономического развития регионов Дальнего Востока, создания новых крупных промышленных предприятий.
Эксплуатация газотранспортной системы осуществляется с соблюдением самых строгих экологических стандартов. Кроме того, за счет перевода угольных электростанций на природный газ заметно улучшилась экологическая обстановка в населенных пунктах.
Репортажи и фотоальбомы